Ламеризм – страшная болезнь руководителей. Лучшая статья (29.01-04.02.13) в «Творчестве без купюр»

Ярослав Берр

Ла́мер (от англ. lame — увечный, хромой) — это термин компьютерного сленга. Так называют человека, некомпетентного в компьютерной сфере, но который твердо уверен в обратном и не предпринимает абсолютно никаких попыток исправить положение. Ламер – это «чайник», который думает, что он – хакер. Ламер – это тот, кто думает, что никогда не наступит на грабли, а наступает на них чаще других.

Что такое ламер в управлении?

Это человек, который имеет достаточный опыт управленца, чтобы для себя решить, что его знаний и опыта более чем достаточно для успешного управления компанией. Как правило, этим «вирусом» поражены собственники и топы компаний, а от них «заражается» вся иерархия управления. Ламер в управлении – это не чайник, это компетентный опытный руководитель, который не хочет заниматься саморазвитием и, как следствие, развитием организации.

К ним я не отношу управленцев, которые отличаются большим самомнением и любят произносить бессодержательные тексты. Ламер – это не дурак, потому что дурак – это человек, у которого отсутствуют необходимые для жизни основные шаблоны действия (в этой статье слово «дурак» используется не для оценки умственных способностей человека). Поэтому дурак или действует не в соответствии с ситуацией, или «изобретает велосипед».

Ламеризм – это то, что не позволяет хорошему руководителю стать выдающимся. Ламер просто не желает развиваться, и этому есть свои причины.

Причина 1

Как ни странно, это то, что он не дурак. И не желает чувствовать себя дураком. Он уже достаточно потратил сил и времени, чтобы создать имидж умного и компетентного руководителя. Парадокс заключается в том, что человеку для развития необходимо состояние «дурака». Вспомните русские сказки. Образ Ивана-дурака – это образ человека, способного к развитию и высоким достижениям, в отличие от своих умных братьев.

Есть восточная притча, в которой учитель объясняет, что если ум ученика заполнен, то в него уже нельзя поместить новые знания, как в полную чашку нельзя налить чай. Если чашка пуста – то научиться можно у любого человека или события. Но нужно понимать, что научить человека нельзя, он может научиться только сам, т.е. разрешить себе стать учеником-дураком.

Искусство вовремя «стать дураком» – это составляющая искусства управления. Если руководитель позволяет себе состояние «дурака», то у него открываются возможности для развития. Кроме того, он может получать пользу от очевидностей, но это тема отдельной статьи.

Причина 2

Ламеры считают, что они занимаются развитием каждый день, когда оперативно реагируют на изменение ситуации. Руководителям часто приходится действовать тогда, когда еще недостаточно информации для принятия правильного решения. В этом причина того, что 70% принимаемых управленческих решений – неправильные. Искусство управления и заключается в том, чтобы исправлять неверные решения по мере поступления новой информации.

Часто в жизни принятие любого решения лучше, чем отсутствие какого-либо решения вообще. Руководители не могут ждать более точной информации – их решения должны успевать за скоростью изменения ситуации. Но таким способом невозможно создавать новые потенциальные возможности – т.е. развиваться. Ламер считает, что любое изменение и есть развитие. Но не любое изменение приводит к открытию новых для компании перспектив.

Причина 3

Ламер никогда не связывает возможности развития компании с собственным развитием. Все вокруг него должны учиться и развиваться. Все, корме него. Как часто изменения в компании начинаются с руководителя? Это скорее счастливое исключение. Поэтому образованных и опытных руководителей много, а суперкомпаний – единицы.

Саморазвитие – это пересмотр ценностей, целей, установок, привычек. Эту проблему хорошо сформулировал один из моих клиентов из практики управленческого консалтинга: «Если я буду работать так, как ты говоришь – это буду уже не я, а какой-то другой, незнакомый мне человек». Легче провести верблюда через игольное ушко, чем заставить себя измениться. Те, кто считает, что это легко – пусть попробуют бросить курить или поменять походку.

Кроме того, нужно уметь найти баланс между изменениями и стабильностью, т.е. скорость изменений не должна разрушать целостность человека и компании. Если вам интересно познакомиться с чужим опытом, прочитайте две абсолютно гениальные книги Джима Коллинза «От хорошего к великому» и Патрика Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве».

Самое трудное для ламера – это прийти к мысли о необходимости саморазвития, понять важность связи между возможностями компании и его возможностями как личности. Далее нужно понять, в какую сторону развиваться и как это сделать. Здесь пригодится поддержка коуча. Они, как правило, имеют опыт работы с человеческими привычками, ценностями и целями; могут помочь в осознании того, что нужно изменить и как этого добиться.

Высший пилотаж коуча – это работа с реальностью ламера. Большую часть своей жизни человек совершает автоматические, т.е. бессознательные действия. И только в ситуации, когда ни один шаблон не подходит, он вынужден приходить в сознание. Тогда он способен непосредственно воспринимать реальность. До этого он обычно совершает узнавание, т.е. подкладывает один из шаблонов из своего опыта, который больше подходит под ситуацию. Если ситуация не укладывается в шаблон, тем хуже для ситуации, так как эти погрешности не учитываются.

Для руководителя умение видеть реальность без влияния шаблонов восприятия – крайне важное искусство. Он должен уметь вовремя включать свою способность осознавать реальность, понимать ее без искажений. Это определяющее условие того, что руководитель стал субъектом управления ситуацией, а не объектом влияния обстоятельств.

В чем опасность ламера для компании?

Любая компания может находиться только в двух состояниях – либо она развивается, либо деградирует. Не всегда важна скорость развития (чего не скажешь о деградации), важна непрерывность процесса. Если вы не понимаете, как и куда ваша компания развивается, значит, она вступила в фазу деградации. И даже если ваши финансовые показатели вас устраивают, это означает только одно – вы пока не состоянии увидеть начало разрушительных процессов. Причину ищите не только извне, но и в себе самом. Борьба с ламеризмом в себе – это борьба за развитие компании.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Ярослав Берр, Владимир Зонзов
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Ярослав Берр пишет в своей статье: Любая компания может находиться только в двух состояниях – либо она развивается, либо деградирует. Нет. Не всё так просто. Потому что, в любой компании процессы развития и деградации происходят одновременно. Главное – что превалирует!
Директор по развитию, Саратов
Владимир Зонзов пишет: Нет. Не всё так просто. Потому что, в любой компании процессы развития и деградации происходят одновременно. Главное – что превалирует!
Согласен. Это не просто. Если в Вашей компании вы не можете создать потенциал для новых возможностей - она деградирует. Одна из причин ламеризм
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.