Три типа наставников: какой вам подходит?

Учеба в современное время стала своеобразным ритуалом, к которому прибегают практически все люди, вне зависимости от возраста, рода занятий и успехов в той или иной области. Сейчас никого не удивишь историями про резкую смену профессии или про то, как человек решил все начать с нуля. Если вы хотите что-то выучить, вам понадобится мастер. От того, какие у вас возникнут отношения, зависит успех учебы. Выбирайте мастера «по себе». Причем им необязательно должен быть ваш официальный учитель. Это может быть начальник, старший или более талантливый подчиненный, друг, а также просто уважаемый человек, на которого вы хотите стать похожим.

1. Авторитарный мастер-тиран

К данному типу причисляют настоящих мастеров в своем деле, которые собрали всевозможные лавры, добились невероятных вершин в профессии и стали известными широкому кругу людей. Такие учителя очень тщательно подходят к выбору учеников. Для того, чтобы попасть к ним, надо пройти огонь, воду, медные трубы и толпы других желающих. Если вы талантливы, и вам все же удалось это сделать, не радуйтесь. Теперь вам предстоит понять, правильный ли вы сделали выбор. Потому что, как правило, взаимоотношения мастера-тирана с учениками строится по принципу подавления и почти полного уничтожения. Рядом с таким мастером ученику приходится в буквальном смысле бороться за выживание. Подобного рода учителя часто сами ставят палки в колеса своим ученикам, тем самым закаляя их. Про комфортную среду обучения говорить не приходится, потому что учеников у авторитарного мастера мало, и они готовы глотки перегрызть ради того, чтобы их заметили.

Требовательность. 10 баллов из 10. Причина: путь в профессию авторитарного мастера был слишком долгим и сложным, он постиг все ее тончайшие нюансы и хочет показать зеленым новичкам, что им будет ох как не просто (что правда).

Кому подойдет. Людям с сильным характером, выносливым и терпеливым. Тем, кто готов терпеть многое, чтобы в итоге получить самое лучшее от самого лучшего. Показан ученикам с железным хребтом, который не ломается.

Отношение к ученикам. Любит их, как отец. И эту любовь все время надо заслуживать правильными поступками. Сделали что-то хорошо – вас любят, ошиблись – милость мастера тут же сменяется испепеляющим гневом.

Плюсы. Если вы все же останетесь учеником такого мастера и пройдете обучение до конца, вы будете непобедимы и приобретете лучшие секреты мастерства хай-класса, на постижение которых, в противном случае могла бы уйти вся жизнь. Быть учеником известного мастера престижно: после обучения перед вами с легкостью будут открываться все двери, что называется, именем мастера.

Минусы. Риск нервного срыва – ежедневное подавление и уничтожение, полный отказ от себя и своей точки зрения. Угнетенное состояние, ежесекундное ощущение собственной бездарности, которое чревато полным отвращением к выбранной профессии. Угроза потери себя и своей ценности в мире. Многолетнее отсутствие роста: пока вы рядом с Ним, вас всегда будут воспринимать, как ученика, ни на что самостоятельное неспособного.

Расставание. Если вы стали правой рукой своего мастера, прошли все испытания и сделали так, что он к вам привязался, он вас не отпустит. Как правило, уход от такого учителя всегда чреват скандалом и вселенской ссорой. Если вы добьетесь больших успехов, будьте готовы к настоящей войне, поскольку, есть неписаное правило: никто никогда не имеет права затмевать такого мастера.

2. Демократичный мастер-харизматик

К этому типу относятся преподаватели, у которых много учеников. Причем они относятся ко всем совершенно одинаково, не выделяя любимчиков, не угнетая бездарностей. Перед их лицом все равны. Такой наставник часто лоялен к вашим ошибкам или пропускам, потому что считает, что жизнь и без него расставит все на свои места: выделит лучших, уберет худших, научит работать ленивых и т. д.

Требовательность. 5 баллов из 10. Причина – вера в фатальную мудрость жизни, которая и без него с вами разберется.

Кому подойдет. Людям, которые нуждаются в постоянной поддержке и могут опустить руки из-за приступа неверия в себя или страха перед будущим. Тем, кто боится делать ошибки. И тем, кто любит принимать активное участие в своем обучении, предлагая те или иные материалы, методики.

Отношение к ученикам. Любовь, которой их окружает мастер этого типа, сродни материнской, то есть безусловной. Вы останетесь для него хорошим, даже совершая плохие поступки или делая что-то неталантливо.

Плюсы. Комфортная среда обучения, живое мотивирующее общение. Мастер этого типа искренне наслаждается преподаванием, его лекции всегда наполнены и интересны. Он легко относится к вашим промахам, а это значит, что он прекрасно воздействует своей любовью и оптимизмом на вашу самокритику, если вы к ней склонны. Он уверен, что все будет хорошо, и вселяет эту уверенность вам.

Минусы. Вы получите ровно столько уроков от мастера, сколько сами возьмете. То есть, очень многое здесь зависит именно от вашей инициативы и желания постичь что-то. Если мастер-тиран будет угнетать вас до тех пор, пока у вас от зубов не будет отскакивать правило, демократичный мастер-харизматик никуда вас тащить не будет. Усвоили материал – хорошо, нет – это ваша головная боль.

Расставание. А прощание с таким мастером всегда бывает легким и безболезненным, харизматик уверен, что у него будут тысячи других учеников, поэтому спокойно отпускает вас в добрый путь. При этом он готов будет помогать вам даже после обучения. Он за то, чтобы его прославляли ученики, он совсем не ревнивец в отличие от первого типа.

3. Молодой мастер

Преподаватель-ровесник ученика, либо на несколько лет младше или старше его. Он сам не так давно встал на ноги, но уже получил первые лавры и занял какое-то устойчивое место в профессии. У него уже есть имя, но оно пока известно узкому кругу профессионалов. И этот узкий круг его уважает, ценит и считает новатором.

Требовательность. 10 баллов из 10. Этот мастер делает первые шаги в педагогике, ему важно делать все максимально хорошо, он старается не облажаться, поэтому тщательно готовится к каждой встрече с учеником. У него существует (часто не вполне осознаваемый) страх перед другими типами мастеров, которые преподают уже довольно давно. Поэтому он хочет вырастить учеников, ничуть не хуже и оправдать их доверие.

Кому подойдет. Людям, которые ценят новое и не боятся пробовать все, что приходит в их жизнь. Ученикам, которые при выборе мастера опираются не на имя в профессии и количество звездочек в рейтинге преподавателей, а на свою интуицию, которая говорит: да, у этого парня я смогу всему научиться.

Отношение к ученикам. С позиции старшего брата, старшей сестры. Рядом с таким наставником можно нарушать правила и пробовать то, что никогда бы не разрешил «взрослый» преподаватель. Можно импровизировать и раскрываться.

Плюсы. Общие секретики в профессии: такой педагог всегда смело скажет вам, что не работает на практике, даже если это написано в Самых Важных Книгах. Дружба против авторитетов. Молодые педагоги согласны: для того, чтобы раскрыться, надо «скинуть Пушкина с корабля современности». С ними у вас будет много-много практики. Они сами – действующие профессионалы, и им легче обучать профессии действием, чем разговорами.

Минусы. Вам придется зарабатывать себе имя вместе с мастером. Вы не получите от него готовые рецепты, как от авторитарного и харизматичного наставников. Вы будете все пробовать и испытывать вместе с ним.

Расставание. С такими мастерами часто не расстаются, а идут вперед вместе с ними, чтобы победить в своей отрасли. Из ученика вы можете легко превратиться в коллегу, и получить опытного друга, у которого не страшно спросить все, что угодно.

Фото: pixabay.com, freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Для начала хотелось бы, чтобы предложенное в статье как-то коррелировалось с известной теорией Херси-Бланшара (ситуационный подход к лидерству). Напомню, что там есть еще одна ось - это зрелость работника (коллектива). У автора эта ось напрасно отсутствует. Если же автор предлагает отвергнуть классику, почему нет, то нужно дать аргументы ошибочности таких теорий, чего в статье нет.

ПРИМ. Тема - молодого наставника требует особого рассмотрения, имея опыт наблюдений в этой сфере обязательно выскажу противоположную точку зрения, чуть позже).

Преподаватель, Москва

Владимир, спасибо за ваш отзыв. Я ценю мнение такого опытного коллеги, посмотрела, сколько всего вы сделали, вы просто Молодец, мне еще расти и расти! Понимаю, почему вы говорите про известную теорию Харси-Бланшара, безусловно, было бы хорошо собрать теории и включить их в статью, от этого она была бы гораздо сильнее. Думаю, в следующий раз я именно так и поступлю. Спасибо за совет.

А пока написала статью, основанную на собственном опыте, я десять лет преподаю в различных заведениях, выступаю с мастер-классами и очень много общаюсь с коллегами-педагогами, потому что вопрос наставника и себя, как наставника, для меня стоял очень остро. Мне жаль, если статья не показалась вам полезной. И в то же время благодарю, что уделили ей внимание, да еще и указали на ее зоны роста.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Мария Зелинская пишет:
Мне жаль, если статья не показалась вам полезной

Это не так. Я ей уже поставил плюс 1.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Мария Зелинская пишет:
Преподаватель-ровесник ученика, либо на несколько лет младше или старше его.

Это Мария, не имеет вообще никакой роли - лишь бы учитель нового разбирался в том, чему учит. Вспоминаю, как мы старые дяди (члены оперотряда в советское время) расстроились, когда занятия по каратэ к нам пришел проводить не наш ровесник (он был до этого), а парень 18 лет (как раз собирался в армию). Он нам быстро растолковал, что дело не в возрасте, а в опыте.

Кстати, тут многие писали о том, что консультант должен иметь опыт (правда в чем именно опыт - мнения разошлись кардинально). Так вот, пару лет мы готовили консультантов по управлению (по теме стратегии) для корпоративного клиента и на открытом рынке. На открытом рынке у нас были старшекурсники. И никакой разницы в выпускниках я не почувствовал (у корпоративного клиента были опытные руководители, некоторые с успешным прошлым опытом предпринимательской деятельности).


Генеральный директор, Москва

Мария, благодарю за прекрасную статью. Она полностью коррелирует с моим опытом. Добавлю, что модель ситуационного лидерства тут не причём - она про руководство людьми.

А вы пишете про учителей и наставников - это совершенно иное измерение опыта. И в нём иные закономерности, которые вы прекрасно и подметили... На практике имел дело со всеми рассмотренными вами мастерами и ещё парочкой.

И на мой взгляд, отмечу, что наиболее полезный и интересный - это третий. Молодые мастера, которые растут. Опытные их могут превосходить, но у них есть один фатальный недостаток - они, как правило, уже закрыты и перестали развиваться. И это же они транслируют и ученикам.

Вот только если самому мастеру этого может вполне и хватить - то вот его ученикам (которым самим нужно развиваться и расти) этого явно не хватает. А в итоге они, за редчайшими исключениями, становятся лишь копиями учителя - и не лучшего качества и просто не могут его превзойти.

У халявщика может быть интересно, но в конечном итоге достаточно быстро уходишь. Так как вокруг него собирается толпа "людей которым нужна поддержка" (почти как "с ограниченными способностями") - и в такой среде эффективное развитие тоже не возможно...

А вот у тех, кто растёт в своей сфере - кто завоёвывает своё место под солнцем - у них часто и таланта больше чем у первых и вторых, и мотивации расти. С ними интересно и полезно. И если таких нашёл - тебе очень повезло.

Генеральный директор, Москва
От себя могу заметить, что есть ещё как минимум три вида мастеров, о которых вы не упомянули, а по факту попадаются они довольно часто. Это новичок, всезнайка и ленивый (и их комбинации).

Новичков полно среди начинающих. Из некоторых - 5-10% потом получаются прекрасные молодые мастера. С остальными дел лучше не иметь. Отличаются они в первую очередь подходом к делу. И у них часто прекрасный ликбез.

Всезнайки - это веление души и получаются они из новичков, которым было лень и/или не хватило таланта стать полноценными молодыми мастерами. Говорят они много и красиво - а толку чуть... Лучше их обходить стороной.

Ленивые - это те из молодых мастеров, кому не хватило желания развиваться дальше. У них можно научиться простым вещам, начать обучение, но тут главный секрет - вовремя свалить - т.к. иначе есть риск погрязнуть в болотце "поклонников таланта", коих вокруг таких мастеров бывает довольно много...

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Федотов пишет:
Добавлю, что модель ситуационного лидерства тут не причём - она про руководство людьми. А вы пишете про учителей и наставников - это совершенно иное измерение опыта.

Хм. Мне кажется, Андрей, что Вы погорячились.

1. В модели Х-Б - есть важная ось - зрелость (человека - коллектива) - неучет этой переменной для любого мастера чревато. Тонкости (что описаны в статье) я пока опускаю.

2. Ситуационный подход - тоже сам по себе уже важен. В публикации говорится - кого выбрать - Вы пишите о своем подобном личном опыте. Я пока не встречал ни одного случая - когда, человек, устроившись на работу, выбирал бы себе наставника. Это скорее мастер может отказаться от кого-то, но не наставник (особенно в пределах нашей страны).

3. Что такое руководство людьми - его можно рассмотреть в двух пересекающихся плоскостях - как процесс управления, и как функциональное управление персоналом.

Как процесс управления - что, в работе мастера нет планирования, контроля и т.д.?

Что касается управления персоналом (по классике, новые тренды пока не беру в рассмотрение) - то оно включает в себя разные подпроцессы - в частности, обучение. А про обучение и говорится в статье.

Хотелось бы получить уточнение Вашей точки зрения, она совершенно не ясна в связи со сказанным в этом комменте.

Преподаватель, Москва

Владимир, вы абсолютно правы! Конечно, да-да, молодой преподаватель обязательно должен иметь опыт, такую хорошую историю вы вспомнили и рассказали про преподавателя каратэ, спасибо! Я тоже много раз попадала в ситуацию, когда приходила учиться к человеку, который на десять лет меня младше - к двадцатилетнему, а он так ловко со всем разбирается, что я просто диву давалась! Мне кажется, сейчас возраст мало что значит. Важно, кто ты и что ты умеешь. И мне это очень нравится!

Спасибо вам за такое интересное общение!


Преподаватель, Москва
Андрей Федотов пишет:
И на мой взгляд, отмечу, что наиболее полезный и интересный - это третий.

Андрей, спасибо, я тоже именно так и думаю! Поймала себя на мысли около года назад, что у меня было предвзятое отношение к молодым преподавателям. Раньше я выбирала только учителей первого типа, мне казалось, надо идти именно к Мастерам с большой буквы. Там, действительно, можно получить прекрасные знания, но и по голове тоже :) И ситуация подавления оказалась для меня совершенно не комфортной... Я поняла, что могу учиться, только если хорошо чувствую себя во время этого процесса. И стала замечать, что это ощущение дарят именно молодые преподаватели, это была настоящая эврика!

Прочитала еще ваши дополнения, понимаю, да. Это уже мастера с супермаленькой буквы "м", вы очень точно подметили их типажи.

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Прекрасная статья!

Спасибо большое Автору

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.