Как подружиться со своими эмоциями на работе

Помните начало клипа «В Питере пить», снятого группой «Ленинград»? Начальник орет на менеджера. Тот возвращается пришибленный на рабочее место. Вдруг вскакивает, разбрасывает бумаги и орет «А не пошло б оно все на…» А потом уходит, сопровождаемый взглядами оцепеневших коллег.

Я радуюсь, когда это смотрю. Видимо, представляю себя на месте героя и даю волю своим подавленным эмоциям. В жизни же часто происходит обратное. Мы мечтаем о том, чтобы научиться контролировать эмоции на работе. Было бы хорошо не переживать из-за неудачных фраз, выступая перед коллегами или клиентами. Было бы правильно не раздражаться из-за вопроса непонятливого коллеги, которому мы все подробно разъяснили в письме, отправленном час назад. Было бы нормально перекинуться парой фраз с боссом, застряв вместе в лифте, а не холодеть от такого соседства… Попав в очередную ситуацию, где мы оказались не на высоте, мы грызем себя, ощущаем вину, стыд, собственную ничтожность и обещаем себе пойти на курсы ораторского мастерства или тренинг управления эмоциями. Иногда мы даже идем на такие тренинги и там старательно улучшаем себя. Не надо улучшать себя. С нами все в порядке! Наши стыдливость, неловкость, раздражение – это показатели того, что мы живы и психически здоровы.

Человек с рождения испытывает шесть базовых эмоций: страх, гнев, радость, удивление, отвращение, грусть. Психоаналитики Дональд Винникотт и Франсуаза Дольто говорили, что эти эмоции есть уже у младенца. Позже к базовым эмоциям добавляются более сложные – стыд, любовь, вина и другие. С помощью той или иной эмоции тело реагирует на события во внешнем мире, на воспоминание или пришедшую мысль. Наши эмоции живут именно в теле. Когда мы, к примеру, грустим, у нас активизируется одна часть тела, когда испытываем отвращение – другая. Наше тело полнится эмоциями, поэтому так важно дружить с ними и уметь ими управлять. Если человек пытается зажимать свои эмоции, контролировать их, то он теряет живость. Вместе с ненавистным стыдом, страхом, гневом уходят радость, удивление, удовольствие от общения. Отсутствие эмоций рождает скуку, уходит интерес к происходящему. А дальше следует страшное состояние, близкое к депрессии, которое называют эмоциональным выгоранием.

Задача любого человека – научиться не бояться эмоций, не опасаться, что они нас затопят, позволить им циркулировать в теле свободно. Мы опасаемся, что, отпустив свои чувства, мы тут же начнем орать на подчиненных, прилюдно рыдать или пошлем надоевшего клиента куда подальше. Это все наши страхи, которые далеки от реальности.

Французский психоаналитик Алан Эриль говорит, что любая эмоция живет не дольше 20 минут. Важно позволить ей быть, признать ее. Если вы во время разговора с боссом почувствовали, допустим, гнев, обратите на это внимание. Не отмахивайтесь от эмоции, заметьте, что она есть. И только после этого можно искать способ снизить интенсивность эмоции. Как это сделать?

Сначала применяем меры скорой помощи. Можно взять техники, разработанные создателем биоэнергетики Александром Лоуэном. Вот, например, основное упражнение от Лоуэна. Встаньте прямо, стопы поставьте параллельно на ширине плеч. Аккуратно наклонитесь вперед и достаньте руками до пола. Если нужно, согните колени. Вес тела равномерно распределите по стопам. Постепенно выпрямите колени, но не перенапрягайте ноги, и останьтесь в этой позе в течение 25 дыхательных циклов. Дышите глубоко и свободно. Скоро ваши ноги начнут дрожать. Если дрожание не возникает само, то можно запустить дрожание, постепенно слегка сгибая и выпрямляя ноги. Это упражнение помогает расслабить коленные суставы и перезапустить энергию в теле.

Если уединиться нет возможности, можно просто расположиться на своем рабочем месте, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. Чтобы снизить напряжение, хватит буквально двух-трех минут. Также можно прогуляться вокруг офиса, подышать свежим воздухом в течение пяти минут. Эти способы позволят снизить силу эмоции в моменте.

Помимо срочных мер, важна регулярная релаксация и осознание того, что вас задело, что вызвало эмоцию. Все чаще компании предусматривают пространства для этого. Это может быть йога в офисе, терапевтическая или коучинговая группа, медитация. Если работодатель не столь продвинут, найдите для себя способ отдохнуть, переключиться и разобраться с эмоциями самостоятельно. Это может быть спорт, личная терапия, дыхательные практики, баня, группа актерского мастерства, или просто прогулка и душевный разговор с другом.

Небольшие передышки и переключения творят чудеса. Эмоции станут более ровными, а вы – более спокойными и снова способными на конструктивный диалог с окружающими. И, что не менее важно, вы не будите тащить эмоции вечером домой и вымещать их на родных. Подружившись с эмоциями, вы заметите, какие они разные, как быстро сменяют друг друга. Ваша реальность станет богаче и ярче, а коммуникация с коллегами и друзьями – приятнее и легче.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Зонзов, Владимир Токарев
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>>> Цитата из статьи: "Французский психоаналитик Алан Эриль говорит ..."

Очень много говорит. Можно сказать короче и проще: "Хлопнул стакан водки и гомеостаз -- в норме; внешняя среда -- все друзья-товарищи". :)

А всерьёз, что мы видим в кино? -- Эмоции гасят стаканом воды.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "основное упражнение от Лоуэна. Встаньте прямо, стопы поставьте параллельно на ширине плеч. Аккуратно наклонитесь вперед и достаньте руками до пола. Если нужно, согните колени"

Не хочется давать оценку (но статья рекомендует - не держите эмоции в себе!) - потому дам - бредятина.

Это упражнение и подобное - просто временно отвлекает от концентрации мыслей на событии, что вызывает эмоцию.

А инструментарий (про него нет в публикации ни слова) на сегодня - я бы назвал как минимум достаточный - это когнитивный подход к управлению эмоциями.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.