Битва за наше внимание: тактика обороны

Иногда они действуют скрытно, как партизаны, но чаще атакуют открыто. Они не боятся нас, потому что уверены в своей победе. Они думают, что мы беззащитны. Но они ошибаются. У нас появилось новое оружие против них. И теперь победа будет за нами.

В этой битве за внимание рассчитывать нужно только на себя. От того, как мы выстроим защиту будет зависеть наша жизнь. Воевать можно по-разному. Либо вы защищаете свое внимание, либо вы атакуете внимание противника. Но в любом случае не стоит забывать о линии защиты. В качестве аналогии можно использовать игру го, облавные шашки: пока вы пытаетесь окружить противника, может случиться так, что будете окружены сами. Какой должна быть ваша тактика, чтобы этого не произошло?

Основная цель врага – обосноваться в нашей памяти, и для этого он использует большое количество маневров. Вот подборка типовых ходов, которые враг использует против нас ежедневно: 21 прием, направленный на захват внимания, и советы, которые помогут противостоять этим попыткам.

1. Шумовая атака

Как работает? Реклама рупором, громкоговорителем, увеличение громкости телевизора при запуске рекламного блока. Возгласы, выкрики и так далее.

Как бороться? Исключить. Не смотреть ТВ или выключать звук во время рекламных блоков, слушать не радио, а подобранные самостоятельно композиции.

2. Вспышка

Как работает? Цвет. Свет. Движение. Рекламные акции. Яркие костюмы промоутеров. Неоновые вывески.

Как бороться? Исключить. Это все уловки низшего уровня. Вряд ли кто-то сейчас обращает на них внимание. Если у вас есть цель, возможно вы даже их не заметите.

3. Арт-подготовка

Как работает? Перед стартом продаж нас бомбардируют рекламой. Искусственное создание важности, значимости. Реклама игрушек перед новым годом, реклама новой коллекции перед ее запуском. Анонсы, анонсы, анонсы.

Как бороться? В данном случае важно понимание одного принципа: не информация должна искать вас, а вы должны искать информацию, потому что это быстрее. А еще лучше, если кто-то другой будет искать информацию, по заданным вами критериям. Проще написать вместе с ребенком письмо Деду Морозу, в котором он расскажет, чего хочет на новый год, чем пересмотреть все рекламные ролики и выбрать ненужный подарок.

4. Вознаграждения

Как работает? Подарки, призы, лотереи, коллекции. Собери десять крышечек с надписью «Горводоканал» и получи приз. Купи телевизор – получи пульт. Купи автомобиль – получи права.

Как бороться? Это все тоже уловки низшего уровня. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вряд ли вы будете покупать пылесос, для того чтобы получить набор посуды. Поэтому просто не стоит обращать на это внимание. Есть в этом методе один нюанс, о котором знают не все враги, который работает в разы лучше этих типовых методов. Но раскрывать я его не буду, потому что контрприема против него не придумано.

5. Первобытные инстинкты

Как работает? Обнаженные тела в рекламе, изображения и запахи пищи, ароматизаторы, соответствующие звуки.Перед тем как сесть за компьютер и писать эти строки, я просушил в турке немного молотого кофе, добавил ложку сахара. Из турки пошел легкий дымок и кухню наполнил аромат жареного кофе. Я добавил воды, турка недовольно зашипела и стихла. Через несколько минут поднялась кофейная шапка. Я снял турку с огня и, когда шапка спала, поставил снова, чтобы кофе был крепче. Несколько капель холодной воды в турку, и вот уже кофейная чашка дымится на рабочем столе, источая незабываемый аромат свежесваренного кофе.

Как бороться? Мы давно не животные и можем контролировать свои инстинкты. Но контроль отнимает слишком много сил, поэтому проще исключить подобного рода отвлечения, либо своевременно получать все необходимое. То есть вовремя пить, есть и спать. Как дополнительная защита будет наличие ценностей, целей, принципов и привычек.

6. Использование любопытства

Как работает? Мы всегда пытаемся восполнить пробелы: рассказать анекдот, даже когда уже потерян контекст, выполнить задачу, когда она стала неактуальной. Можно объяснить это эффектом Зейгарник (помнить незавершенные действия) можно объяснить это культурой, которая склоняет нас к завершенности (сделал дело – гуляй смело) или просто детским любопытством, но факт остается фактом. Недосказанность, бессвязная информация, загадки, вопросы, интриги, повороты сюжета, – все это удерживает наше внимание. Рекламный блок на самом интересном месте фильма, вопросы к аудитории во время выступления, рекламные баннеры, на которых непонятно что рекламируют.

Как бороться? Дорожить своим вниманием и направлять его только в нужную вам сторону. А для этого нужны цели, принципы, ценности. Почему я так часто их упоминаю. Потому что не обращать внимание на отвлекающие факторы можно только двумя способами: исключить эти факторы и направить внимание на что-то другое, важное и ценное для вас.

7. Значимость, статус, признание, проявление внимания

Как работает? Обращение на «Вы» и с заглавной буквы: Вы – первый, Вы – единственный и неповторимый, Вы самый важный клиент. Комплименты, лайки, ретвиты, лесть. Не скидка, а персональная привилегия, не клиент, а гость. VIP-статус, персональный менеджер.

Как бороться? Повышать свою независимость от мнения других. Вы – личность. Вы – человек. Вы – венец творения. Какая разница как вас называют? Вы все равно добьетесь своих целей и станете величайшим в своей области. Если вам все-таки нужно чье-то одобрение и повышение статуса – обратитесь к психологу.

8. Обещание безопасности

Как работает? Безопасность – наиболее слабое место после значимости. «Лучше синица в руках...», «Семь раз отмерь...», – многочисленные пословицы, призывающие нас к осторожности, появились неслучайно. Мы боимся что-то сделать необдуманно и очень долго думаем: не рассматриваем варианты, не анализируем их, а именно думаем. Потом еще думаем, и еще. А потом попадаемся в ловушку обещания безопасности, когда кто-то гарантирует что один из вариантов безопаснее чем другие: «Пять лет гарантии и КАСКО в подарок!!!». «Официальное трудоустройство».

Как бороться? Развивать навык принятия решений. Анализировать варианты «с карандашом в руке», искать информацию для принятия более взвешенного решения. Повышать уверенность в себе. Если вы не испытываете страха, то вам не нужны заверения в безопасности.

9. Истории

Как работает? Нам с детства рассказывали сказки, и мы до сих пор слушаем их, развесив уши. Но только теперь в сказку превращают все, что угодно. Почему так популярны ток-шоу?! Потому что это истории с хорошим или плохим концом. Нам нравится и то, и другое. Профессионалы могут рассказать историю за несколько слов («For sale: baby shoes, never worn», – Эрнест Хемингуэй) или за несколько секунд (знаменитый сценарий короткого ролика Тонино Гуэрры).

Как бороться? Слушать истории критически. Рассматривать факты, которые содержаться в историях. Пытаться понять цели рассказчика, не только высказанные, но и не высказанные.

10. Разрушение стереотипов/чудо

Как работает? То чего не может быть, не может быть никогда. А если все-таки такое случается? То наше внимание приковано к этому событию намертво. Уже упоминаемые фиолетовая корова и квадратный арбуз — пожалуй, самые наглядные примеры этого маневра.

Как бороться? Направить внимание осознанно и попытаться понять, что это чудо или попытка захватить ваше внимание. Если это действительно чудо – наслаждайтесь моментом, направьте на него все свое внимание, чтобы уловить и запомнить мельчайшие нюансы. Если это трюк – решайте, достоин ли он вашего внимания.

11. Юмор

Как работает? Что бывает в конце анекдота? Шутка, развязка. Поэтому мы хотим дослушать его до конца. Какие ролики чаще всего запоминаются и побеждают на фестивале рекламы «Каннские львы»? Ролики с юмором. Кто снимается в российской рекламе? Комики – Нагиев и Светлаков.

Как бороться? А зачем? Если это смешно, и у вас есть свободное время – наслаждайтесь.

12. Воспоминания

Как работает? Старые названия, старые товары. То, что было практически у каждого: детский сад, школа, первый поцелуй. Воспоминания не привлекают внимание, а отвлекают. В этом состоянии мозг блуждает и вас можно брать тепленьким. Сначала: «Школьная пора, и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах...». А потом: школьная форма от фабрики «Школьник». Только поплыли по волнам воспоминаний – и тут – бац! – как обухом.

Как бороться? Конечно, мы не можем постоянно находится в фокусе, иногда нужно позволить сознанию блуждать. Но как только мы замечаем, что кто-то пытается этим воспользоваться, необходимо сфокусироваться, чтобы понять, чем это грозит. А, значит, нужно тренировать фокусировку.

13. Толпа

Как работает? Создание ажиотажа, очереди, «черная пятница». Когда мы видим толпу, мы инстинктивно обращаем внимание: чужие или свои, опасно или нет? А потом включается любопытство: «А что это вы тут делаете?»

Как бороться? Четко понимать, есть у вас время на любопытство или нет. Если нет, то какая вам разница по какому поводу сбор? Идите своей дорогой.

14. Чужое мнение

Как работает? Эксперты и авторитеты, знакомые, другие люди похожие на нас. Если мы видим человека похожего на нас (по возрасту, полу, профессии) или эксперта в интересующей нас области, то, конечно же, мы задержим свое внимание на нем и его словах. «Я постоянно хотел пить и не мог напиться. Ночью приходилось вставать в туалет по два-три раза. Но все изменилось, когда я случайно попробовал каменное масло со створками фасоли и пикалинатом хрома у своего знакомого, тоже болеющего диабетом», – отзыв о каменном масле Иванова Ивана Ивановича, пенсионера из Тобольска.

Как бороться? Главный вопрос: действительно ли то, что этот человек говорит или пишет, важно для нас? Даже если вы пенсионер из Тобольска, но диабет вас не коснулся, то нужно сразу переключать внимание. Зачем вам эта информация? Если эксперт высказывается по теме в которой он не копенгаген, зачем вам его мнение?

15. Зависимость

Как работает? Новости о законах и налогах, цены на нефть, курсы валют, встречи президента, – все это может служить для привлечения внимания. «Президент России В.В. Путин встретился с новым президентом США и обсудил с ним вопрос признания Крыма. А сейчас – реклама!»

Как бороться? Получать информацию тогда, когда она нужна и только из проверенных источников. Остальной информационный шум игнорировать.

16. Использование союзника

Как работает? Вашим вниманием завладеть сложно? Но есть же люди, которым вы уделяете свое внимание?! Вам не нужен еще один набор конструктора Lego, а сыну нужен, и он вам будет долго объяснять для чего. Вам не нужен новый металлообрабатывающий станок, а главному механику нужен, и он вам будет долго объяснять, почему старый плох.

Как бороться? Ваши цели и принципы должны быть на виду. Чтобы каждый видел, почему вы принимаете те или иные решения. И вы должны их дисциплинировано придерживаться. Тогда и сын будет дисциплинирован, и главный механик.

17. Привычки

Как работает? Сделать что-то для нас привычным, и мы на это перестаем обращать внимание, пользуемся не задумываясь о том, как привычки формируют наше сознание. Для многих привычно общение через соцсети, по email, по мобильному телефону – и мы уже не обращаем внимание на то, сколько мы времени на это тратим и каким образом. Также как стало привычным смотреть телевизор. И теперь, сформировав такие привычки, враг может управлять нашим вниманием.

Как бороться? Самостоятельное осознанное формирование привычек — единственный способ защиты от подобных маневров.

18. Отвлечение/разделение внимания

Как работает? Если вам дать в руки что-то интересное, например, новую модель телефона, то ваше внимание будет удерживаться на этом предмете некоторое время, которого будет достаточно, чтобы провести один или даже несколько других маневров.

Как бороться? Не разделять внимание. Сначала слушаем, потом делаем.

19. Расфокуссировка

Как работает? Богатство выбора ведет к скудости внимания. Сколько раз, вернувшись из супермаркета, вы обнаруживали незапланированные покупки?! Какие письма в электронной почте вы открываете первыми? Расфокуссировка используется чаще как дополнительный маневр, чтобы замутить воду, а уже потом ловить рыбку на «любопытство», «вознаграждение», «вспышку» или «шум».

Как бороться? Иметь четкие цели, принципы и ценности, чтобы даже в мутной воде двигаться в заданном направлении. Поможет также навык принятия решений.

20. Выделение/подчеркивание

Как работает? Выделение текста для лучшего запоминания РАЗМЕРОМ или контрастом, или подчеркиванием, или колбасой (я хотел сказать контекстом) известное, как эффект Ресторфф. Можно подсветить надпись, можно выделить другим цветом кнопку заказа или ценник, и так далее, и тому подобное.

Как бороться? Бороться с тем, что должно нам помогать, сложно. Только усилием воли и тренировкой внимания можно переводить внимание с того что выделяется на то, что нужно нам.

21. Эмоции и тонус

Как работает? Наше внимание не постоянно. Утром мы более внимательны, вечером менее. Оно также зависит от эмоционального фона. Когда мы расстроены, разозлены или счастливы, фокус тоже меняется. Вот в моменты нашей слабости враг и проводит атаку. Где больше всего попрошаек? У ЗАГСа, у церкви и на кладбище, — там, где наш фокус смещен внутрь, на эмоции.

Как бороться? Утро вечера мудренее: все важные решения лучше принимать утром. Развивать эмоциональный интеллект. Иметь четкие принципы.

Четыре эшелона обороны

Для того чтобы противостоять врагу нужно создать эшелонированную линию обороны:

  • Первый эшелон — «Великая китайская стена». То есть исключение любой возможности привлечения и захвата нашего внимания.
  • Второй эшелон — сторожевые башни. Это наши цели, ценности и принципы.
  • Третий эшелон — тренировка войска. Развитие необходимых навыков: увеличение объема внимания, концентрация, переключение внимания, принятие решений, эмоциональный интеллект.
  • Четвертый эшелон — поддержание войска в боевом состоянии. Самостоятельное формирование привычек и поддержание тонуса, своевременный отдых, физические упражнения, питание и сон.

Главная битва XXI века

XXI век вынуждает нас бежать все быстрее и быстрее, что сужает фокус нашего внимания. Чтобы добиться своих целей, мы не должны ни на что отвлекаться, мы просто не имеем права растрачивать наше внимание на события, предметы и людей, не имеющие значения для нас. Но они постоянно атакуют наше внимание, используя наши слабости. Если мы не хотим проиграть битву за наше внимание, необходимо взять его под контроль. Важно самостоятельно управлять своим вниманием, отключить его от всего, что не нужно, и направить только на то что нужно. При этом целенаправленно тренировать переключение и удержание внимания. Победа будет за нами!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Москва

кофейная чашка дымиться на рабочем столе

Покоробило.

Главный инженер, Тольятти

) Бывает. Прошу считать это примером бесцельного захвата внимания путём выделения )

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Одним словом, быть все время в состоянии " на чеку" :) Все время думать и анализировать, что тебя привлекают, зомбируют и т.д. Я думаю, что у многих уже выработался иммунитет на рекламу. Во всяком случае на ее самое частое проявление: ТВ, радио, баннеры - то что постоянно присутствует. Если что-то нечастое, то может и остановить.

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Понравилось. Получила удовольствие.

Как маркетолог и социолог знаю всю эту кухню изнутри и при этом стараюсь защитить близких от известных мне приемов, использумых коллегами.

Тренирую младшего сына именно такими советами и рекомендациями, не "вестись" на искусные уловки и концентрироваться на своих целях.

Не соглашусь с рекомендациями "расслабиться и получать удовольствие" в 11 пункте "Юмор". Весьма эффективный прием и привлечения внимания, и застревания в сознании. Не вижу причин позволять кому-то залезать в мой мозг и принуждать к ненужным мне действиям после или во время "ха-ха-ха". Под действием эндорфинов, мы теряем адекватность и критичность и становимся уязвимыми для манипуляций - давно известные истины.


Генеральный директор, Нижний Новгород

Основная цель врага – обосноваться в нашей памяти,

Почему врага? И почему в памяти - до нее еще нужно добраться - сначала просто привлечь внимание.

И главное не понял = зачем нужно от этого защищаться?

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Движение. ...Как бороться? Исключить. Это все уловки низшего уровня. Вряд ли кто-то сейчас обращает на них внимание. ...

Первобытные инстинкты... Обнаженные тела в рекламе

И движение и обнаженные тела - это, в первом приближении, все из одной категории - инстинкты, почему они разделены?

А раз инстинкты (движение) - то не обращать внимание невозможно.

На самом деле нужно рассматривать (и то, спрашивается, зачем?) весь процесс запоминания - концентрация внимание - это всего лишь один подпроцесс.

Представляется, что на самом деле перед человеком стоят несколько другие задачи - как добиться, чтобы внимание меньше рассеивалось.

Что касается тех контрастов, за счет которых привлекают наше внимание, которые описаны автором - то есть еще процесс элиминирования - мы видим много, но сосредотачиваем внимание на том, что нас интересует.

Я бы посоветовал для начала (автору) книгу Ф. Лезера Тренировка памяти. Нужно сначала использовать уже существующие знания для того, чтобы их развивать, а не открывать велосипед, когда ошибок будет значительно больше.


Главный инженер, Тольятти
Владимир Токарев пишет:
Основная цель врага – обосноваться в нашей памяти,
Почему врага? И почему в памяти - до нее еще нужно добраться - сначала просто привлечь внимание.
И главное не понял = зачем нужно от этого защищаться?

Это вторая часть статьи. Возможно первая часть ответит на ваши вопросы.

http://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivn...

Главный инженер, Тольятти

По поводу изобретения велосипеда абсолютно с вами согласен и знания копятся. Лезер в листе ожидания давно, потому что предпочитаю современных авторов, в надежде, что они включают все предыдущие знания.

Есть две вещи, которые меня смущают в этом способе развития знаний:

1. Существует большая вероятность, что не успею охватить за свою жизнь все знания прямо или косвенно затрагивающие тему.

2. В итоге, кто-нибудь всё равно скажет, что одну книгу я всё-таки не прочёл.

Как быть?

Директор по продажам, Екатеринбург

Опять какая-то информация "нашла меня". Отвлекают статьями про отвлечение внимания другими. Не буду отвлекаться)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.