GR-менеджмент: как выстраивать взаимоотношения «бизнес – власть»

Традиционно, GR-менеджмент (англ. government relations management – взаимодействие с органами власти – Executive.ru) считается «привилегией» крупнейших российских и международных компаний. В должностные обязанности GR-менеджера входит налаживание эффективного взаимодействия бизнес-структуры с органами публичной власти, продвижение (лоббирование) интересов компании, выстраивание партнерских отношений с властью, формирование положительной репутации бизнес-организации и ее адаптация в среде государственного и муниципального управления.

Аналитические исследования и отчеты кадровых интернет-порталов говорят о возрастающей популярности должности GR-менеджера и стремительном осознании российскими компаниями ее необходимости. Профессия GR-специалиста попадает в топы всевозможных рейтингов востребованных уже завтра (и чуть ли не сегодня вечером) профессий. Однако практическое деловое взаимодействие с множеством компаний показывает, что осознание – не такое стремительное, а завтра – все никак не наступает. То есть, должности GR-менеджера в компаниях нет, не было, и не совсем планируется. Однако это не значит, что у компаний нет потребности в выполнении всех тех функций, которые эта должность предполагает. Просто их снова выполняет «многорукий» PR-менеджер. В этом есть определенный здравый смысл: за такой подход выступают факторы – классификация GR-деятельности как одного из направлений PR, экономия бюджета и отсутствие необходимости у компании выстраивать отношения с властью «с размахом» – которая есть в основном у узкого круга отраслевых направлений. Но вот организовать успешное сотрудничество с властью в рамках регулярных проектов для привлечения финансовых и человеческих ресурсов в компанию со стороны органов власти, – в этом есть необходимость у каждой второй компании.

За 20 лет своего существования мы в компании регулярно сталкиваемся с этой необходимостью – выстраивать эффективный диалог с представителями власти. Наши задачи, относящиеся к сфере GR:

  • Привлечение экспертов из органов публичной власти для участия в семинарах в качестве лекторов;
  • Выстраивание бартерного сотрудничества с органами власти;
  • Позиционирование себя как надежного партнера на рынке дополнительного профессионального образования в секторе государственного и муниципального управления и в социальной сфере;
  • Участие в мероприятиях, проводимых органами власти, как элемент PR-стратегии компании.

Стоит отметить, что осознание стратегического планирования решения данных задач в компании пришло не сразу. Определенным стимулом перехода GR-коммуникаций с уровня установления личных доброжелательных отношений с отдельными представителями органов власти на уровень, требующий комплексного подхода к планированию GR-коммуникаций, стало получение компанией лицензии на осуществление образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования. Это означало для нас выход на рынок образовательных услуг в качестве равноправного участника, способного составить конкуренцию таким провайдерами услуг в сфере ДПО как государственные и негосударственные вузы, государственные центры дополнительного профессионального образования.

Направления GR-коммуникаций и фронт работы

На современном этапе развития GR-коммуникаций взаимодействие нашей компании с органами публичной власти осуществляется в рамках четырех основных направлений:

1. В рамках наших семинаров. Специалисты-практики из сферы государственного и муниципального управления выступают в качестве экспертов-лекторов на семинарах. Этого удается достичь благодаря прямому воздействию и установлению доброжелательных профессиональных связей с органами власти. Безусловно, какие бы эффективные инструменты и техники ни изобретались в сфере GR, основой всего является нетворкинг – умение установить личный контакт, что является гарантией продуктивного сотрудничества.

2. Внимание к репутации в компании позволяет выстраивать взаимоотношения с властными структурами и на системном уровне. Наши семинары для аудитории из числа работников государственного и муниципального управления, социальной сферы носят узкоспециализированный характер. Репутацию надежного партнера формируем некоторой консервативностью, академичностью в позиционировании бренда, качеством услуг и сервисного обеспечения.

3. В рамках бартерных соглашений о сотрудничестве мы предлагаем бесплатное обучение сотрудника органов власти в обмен на выступление их эксперта в качестве лектора на том или ином семинаре. Соглашения такого типа являются взаимовыгодными. Кроме того, такой обмен позволяет госслужащим убедиться на своем опыте в качестве предоставления услуг компанией, что в дальнейшем часто приводит к заказу корпоративного обучения группы сотрудников. Это является еще одной формой взаимодействия компании с властными структурами – в качестве провайдера образовательных услуг.

4. Особый формат нашего сотрудничества с органами власти, который, фактически, является следствием налаженных партнерских отношений, – это наше участие в мероприятиях, организаторами которых является администрация Санкт-Петербурга и другие органы власти. Стоит ли говорить, что такой вид взаимодействия является эффективным PR-инструментом.

Чему и как учить PR-менеджера для успешной GR-деятельности?

Несмотря на то, что в GR-менеджменте используются многие знакомые PR-инструменты, пиарщику часто не хватает конкретных и специальных знаний, чтобы работа с органами власти складывалась систематично и эффективно. Так что наиболее важно? Во-первых, безусловно, репутация. Во-вторых, история взаимоотношений компании и власти. В-третьих, личный контакт. Следовательно, PR-менеджер, погружающийся в сферу GR, должен уметь анализировать коммуникационные потоки и чувствовать сложившиеся отношения между бизнес-структурой и властью, оценивать репутацию компании во властных кругах, знать, какие инструменты управления репутацией использовать для создания доверительного климата, который станет базой для выстраивания системы взаимоотношений. Навыки нетворкинга, умение определять психологический тип и особенности собеседника, обладать гибкостью в нахождении правильного подхода для соблюдения взаимных интересов, – все они являются обязательными. И этому можно тренировать, этому стоит учить.

Важный информационный блок, которым придется овладеть PR-менеджеру – это устройство системы власти, государственной и муниципальной, структура, кто за что отвечает, как принимаются решения, а также необходимо освоить тонкости деловой корреспонденции с представителями органов власти. Для достижения целей компании при GR-взаимодействии надо точно знать, как устроены общественные и экспертные советы при органах власти, какие функции они выполняют, в каких направлениях и по каким вопросам можно с ними работать.

Что дальше?

Сейчас можно говорить о том, что кризисная ситуация и стремление компаний экономить деньги не способствует формированию потребности в должности GR-менеджера. В то же время, активное взаимодействие бизнеса и власти нуждается в воспитании в компании специалистов, владеющих тонкостями и знающих особенности GR-коммуникации. Повышение профессиональных компетенций PR-специалистов в направлении GR будет являться эффективным решением в данной ситуации.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.