Семь признаков менеджера

Ирина Касимкина

Менеджер в России – термин до конца не понятый директорами и разными руководителями. Это понимаешь когда рассылаешь резюме и пролистываешь вакансии. Предлагаю свой вариант объяснения профессии всего через семь самых важных признаков, которые помогут понять, что требуется от сотрудника на руководящем посту, или «на пальцах» объяснить это собеседнику.

1. Задавать правильные вопросы

Первая задача менеджера – задавать правильные вопросы и крепко запоминать на них действительные ответы. (Чтобы что? Реальное «почему?»).

2. Уметь общаться на языке собеседника

Менеджер должен общаться на любом языке собеседника – рабочего, бухгалтера, руководителя и пятилетних детей. И свободно переключаться между ними. Показывать бизнес-процессы «на фломастерах». (Для отдельных организаций – на профессиональном языке менеджеров, специальном языке финансистов и инвесторов, маркетологов, специалистов по кадрам, проектных менеджеров и на английском, но в обычной действительности это необязательно). Если я вам непонятна – это моя недоработка как менеджера.

3. Умение делегировать

Менеджер должен уметь делегировать (сразу давать ответ на вопросы: что сделать, «чтобы что?», сколько вешать в граммах, с какими конкретными критериями качества, в какие сроки, потребуются ли для этого ресурсы и где их взять?), попутно удостоверившись у других, что это действительно правильно сделать именно так. И принимать делегированные задачи: задавать вопросы: «Что конкретно сделать?», «Чтобы что?», сколько вешать в граммах, с каким качеством, в какие сроки? Определять, нужны ли ресурсы, и согласовывать их привлечение, выяснять, а должно ли это быть на самом деле сделано. Чаще всего, выяснять не у вышестоящего руководства, а в компании и принимать соответствующие ситуации решения.

4. Не «енотить»

Менеджер не имеет права «енотить» – уточнять задачу до тех пор, пока собеседнику не станет понятно, что проще сделать самому, чем объяснить, что и как должно быть сделано.

5. Доказать свою полезность

Менеджер должен мотивировать:

  • Руководителей тем, что с ним проще работать.
  • Подчиненных тем, что организовывает работу так, что с ним проще работать, и он сам делает не меньше подчиненного, не перекладывает обязанности и не занимает мягкое кресло зря. А решает вопросы, которые подчиненные решить не могут, адекватно оценивает и ценит вклад каждого сотрудника и справедливо вознаграждает труд похвалой и/или деньгами так, чтобы подчиненный хотел работать еще.

6. Создавать условия для работы

Основная задача менеджера – выстраивать систему, благодаря которой можно работать. А не заставлять человека работать вопреки сложившейся системе.

7. Разумно использовать ресурсы

Основное волшебство менеджера – достигать результатов имеющимися ресурсами и по шагам за счет предыдущих достижений увеличивать ресурсы, чтобы достигать еще больших результатов. Кредит доверия и денежный кредит – всего парочка из всего набора инструментов, которые должны разумно использоваться и быть значительно меньше имеющихся капиталов доверия и собственных материальных капиталов (своих или компании).

После выполнения этих семи основных пунктов планирование, определение приоритетов, продуктивное общение и контроль получения результатов уже становятся делом техники.

В большинстве вакансий все эти требования перекрываются стандартной фразой «опыт работы больше Х лет и опыт руководства не менее У людьми в нашей отрасли». Подразумевается, что тогда кандидат уже точно знает правильные ответы на большинство вопросов и умеет заставить людей работать в любой ситуации. Но в большинстве случаев даже в одной отрасли может быть совсем другой сегмент (тип потребителей), другие потребности и другие ресурсы и цели организации, что делает «готовые ответы» неработающими.

На самом деле я скорее вижу, что такие требования – это следствие неумения оценивать нужные навыки и точно определять – справится он или нет с «непоставленными» задачами, используя свои умения и способности, а целей «строить систему, которая работает» вообще не ставится. Хорошо, что такое положение вещей уже не в 100% случаев. Конечно, это ничуть не умаляет необходимость профессионального образования, требующегося в отрасли и знания профессиональных терминов отрасли.

Как таковая, профессия менеджера – не совсем профессия в полном смысле этого слова, нужно базовое понимание характера самой работы – стройки, автодела, разработки программного обеспечения, кулинарии и тому подобного. С другой стороны, задавая правильные вопросы можно невероятно быстро изучить необходимые узкоспециализированные термины и научиться «говорить на нужном языке», понимать суть дела и организовать работу.

Может быть, я ошибаюсь, но для меня это сейчас выглядит так.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Как насчет менеджера по уборке помещений? Удовлетворяет всем требованиям, между прочим :-)
Енотить - что-то новенькое

Партнер, Украина

Очень важная тема, хотя уважаемый автор изложила ее несколько сумбурно.
Вся наша жизнь определяется работой окружающих нас больших и малых организаций, качество работы которых зависит от квалификации их руководителей.
1. Нужно четко разделить о каких ситуациях идет речь:
- описание вакансии
- проявление признаков во время собеседования с кандидатом
- поведение во время испытательного срока или последующей длительной работы.
Это все разные ситуации и то, что применимо в одном случае, неприменимо в другом.
Поэтому предлагаю сейчас обсуждать наиболее полный вариант, а именно - работа.
2. С точки зрения работы, наиболее важен признак 7 - достигать результатов имеющимися ресурсами.
Правда, автор почему-то называет этот признак - волшебство. Никакое это не волшебство, а обычный уровень. Просто его нужно правильно назвать, уж больно он обобщающий.
Я бы назвал это ''Умение добиваться результатов от своих подчиненных'' - и тогда это будет первый уровен ь руководителя, без которого его вообще нельзя назвать руководителем.
Остальные признаки или слишком частные или непонятные.
Например, делегирование изложено автором очень спорно. А енотить - это даже не признак, а инструмент общения. Если руководитель так ''енотит'' с подчиненным, то это хороший инструмент для пресечения желания навесить свою проблему на плечи начальника. А если он так будет вести себя со своим руководством, то может очень быстро потерять свое место.
3. Следующий уровень руководителя - умение строить отношения с другими руководителями (включая свое начальство) и добиваться от них желаемых результатов
Про этот уровень сказано очень мало, а ведь он самый важный для построения успешной карьеры руководителя.
Впрочем, сам факт того, что на эту тему начали писать, уже положительный.

Партнер, Красноярск
Менеджер должен мотивировать: Руководителей тем, что с ним проще работать.
Ага, конечно... Менеджер должен быть эффективен (в хорошем смысле), т.е. приносить больше, чем ''съедает''. Кто-б только это мерял ))) А отношения - вторичны на этом фоне.
Аналитик, Москва
Станислав Веселовский пишет: Енотить - что-то новенькое
Вероятно, это профессиональный слэнг. Что-то вроде ''разжевывать''. Кстати, в корне не согласен с этим пунктом. Работник должен знать то, что от него требуют. Если с первого раза все хорошо поймет, то потом будет все делать нормально и уже не будет спрашивать. К тому же, сам руководитель должен быть уверен в том, что ''начиная, представляет конечную цель''. Таким образом, ''разжевывать'' надо. Если хотите, это входит в функции руководителя.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Константин Комшуков пишет: К тому же, сам руководитель должен быть уверен в том, что ''начиная, представляет конечную цель''.
Поставить задачу - разъяснить выполнение - проверить понимание!)
Руководитель проекта, Москва
ИМХО. Самое интересное из всей статьи - это слово ''енотить''))
Олег Севодин пишет: Менеджер должен быть эффективен
Предлагаю так: ''Менеджер должен быть!'' Или ''Менеджер должен!''
Директор по продажам, Москва
Пункт 4 - не согласен.
Менеджер не имеет права уточнять задачу до тех пор, пока собеседнику не станет понятно, что проще сделать самому, чем объяснить, что и как должно быть сделано.
Разъясняя менеджеру, мы обязательно должны добиться от него максимального понимания той задачи, которую делегируем. Иначе цикл Деминга у вас превратится в небольшую центрифугу, вращающуюся все с большей скоростью. В итоге из нее выбросит и вас, и вашего менеджера; на выходе - ноль.
IT-менеджер, Новосибирск
Очень важная тема, хотя уважаемый автор изложила ее несколько сумбурно.
Уважаемый Федор, эта тема скорее ''вершина айсберга'', начало разговора. Вы очень правильно всё написали. Я думаю, что я напишу ещё не одно продолжение! Не даром обучение менеджера даже уже со стажем от 2х лет занимает в бизнес-школе 3,5 года плодотворной и напряженной работы! ''Волшебство'' потому что выстраивание горизонтальных и вертикальных связей и коммуникаций - не такой простой предмет, как кажется. Ещё потому что только человек, менеджер может сложить кубик-рубик из чужих человеческих целей, амбиций и приоритетов и ресурсов так, чтобы получались результаты. Это весьма не тривиальные процессы, особенно на уровне ТОПов.
IT-менеджер, Новосибирск

Про ''енотить''. Это не уточнение задачи, чтобы её понять и сделать. А форма саботажа в виде уточнения до бесконечности.
Или сразу видно, или приходишь проверять - а он её снова уточняет. И так бесконечно.
Вариант ''включения дурака''.

Термин достался как байка про компанию одного из хороших бизнес-тренеров.

IT-менеджер, Новосибирск
Менеджер по уборке помещений
с основной задачей ''строить систему, которая приносит деньги''? Это что-то новенькое! Если только в клининговой компании, тогда да, без вопросов. Вот в о том и речь, что ''менеджер'' в России - это приставка к непонятной работе, а не признак должности включающей обработку информации и принятию важных решений.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.