Как побороть коррупцию в компании? Четыре «разрешенных» типа подарка

Марина Сипатова,
редактор журналистского агентства СС 20

Предновогодний период – время дарить подарки своим коллегам, подчиненным, начальникам. В связи с этим возникает множество вопросов. Например, не расценят ли коллеги ваш подарок начальнику как подхалимаж, взятку. Уже многие российские компании прописали в своем корпоративном кодексе правило о стоимости подарка. В иностранных компаниях с этим еще строже: если правило не соблюдается – человека увольняют.

карьера

От 2 тыс. руб. до 100 евро – не взятка!

«Мы прописали в корпоративном кодексе компании, что подарок между коллегами внутри компании или же от поставщиков, клиентов, то есть извне компании, не должен превышать по стоимости 2 тыс. руб., - говорит директор по персоналу компании «АЛИДИ» Юлия Ляшенко. – Это профилактика коррупционной составляющей. Нам важно, чтобы руководители не заводили себе любимчиков, и чтобы сотруднику не приходило в голову покупать дорогие подарки начальнику. До того, как мы прописали это правило, прецеденты по поводу дорогих подарков между подчиненными, а также между сотрудниками, руководителями и партнерами были». Когда человек принимает дорогой подарок, то он становится обязанным перед партнером. В корпоративном кодексе российского представительства компании CNH Industrial также четко прописано, что стоимость подарка не должна превышать 100 евро. В данной компании большинство топ-менджмента – экспаты. «Мы также документально зафиксировали этот момент, чтобы исключить коррупцию на каком-либо уровне, - комментирует директор по персоналу российского представительства компании CNH Industrial Марина Волостнова. – Подарок стоимостью выше ста евро рассматривается как взятка. И человек за нарушение правила может быть уволен».

Правда, встает следующий вопрос – как отследить, что подчиненный дарит своему начальнику или поставщику подарок именно за 2 тыс. руб., а не дороже. «У нас механизм контроля налажен очень просто, - поясняет Юлия Ляшенко. - Получающий подарок сотрудник любого ранга должен заранее поставить об этом в известность своего руководителя. Затем информация передается в службу безопасности, которая узнает, какой подарок предлагается нашему сотруднику, и его приблизительная стоимость. Если служба безопасности дает добро – тогда он его принимает». Также в корпоративном кодексе компании прописано, ресторан какого уровня может посещать сотрудник при проведении деловых встреч, и какой должен быть чек, если представителя компании угощают клиенты или партнеры по бизнесу. В «АЛИДИ» работает комитет по этике, который решает спорные вопросы. «Таким образом, мы фактически избавились от подкупа. И сейчас спорных ситуаций на эту тему практически не возникает», - резюмирует Ляшенко.

Руководство компании DACHSER также прописало в корпоративном кодексе, что«сотрудникам компании запрещается требовать или принимать денежные выплаты или ценные предметы в обмен на продукцию или другие услуги, а также принимать обещания таких выплат или подарков. Делать пожертвования и получать подарки любого рода строго запрещено, если это может создать впечатление несанкционированного влияния или даже породить предположения о каких-либо возникших обязательствах». Таким образом, компания борется против коррупционной составляющей.

Компания «ТНК-ВР» разработала и внедрила стандарт «Деловые подарки и гостеприимство». В компании ведется реестр подарков и делового гостеприимства. И если подарок по стоимости превышает сто долларов, будь то обед в ресторане или кафе, требуется одобрение непосредственного руководителя». У компании «Вымпелком» разработан кодекс делового поведения и этики, в котором содержится следующее правило: «Согласно кодексу, наши сотрудники не должны давать или получать подарки, предлагать участие в праздниках и увеселительных мероприятиях или соглашаться на них, если это может быть истолковано как влияние на коммерческие решения». И также в корпоративных правилах прописано, что сотрудники не должны просить подарков или одолжений у партнеров, не принимать любую сумму наличными. Максимальная цена подарка – $100.

Прописать подарки в Трудовом кодексе

В компании «Испытательный центр технических и программных средств железнодорожного транспорта» также есть кодекс поведения сотрудников, в котором прописаны требования к подаркам, которые могут дарить или же принимать сотрудники компании. И некоторые нюансы даже прописаны в трудовом договоре. Это позволяет избежать неравенства и разочарований. Пример: на презентации одного из поездов иностранный партнер подарил всем участникам встречи велосипеды за 1000 евро. Стоимость превышала разрешенную ценность подарка, и сотрудники не смогли их принять.

«Оптимальные новогодние подарки внутри компании – это одинаковые или из одной серии сувениры, - считает генеральный директор компании«Испытательный центр технических и программных средств железнодорожного транспорта» Алексей Семенюшкин. - Такие подарки позволяют проявить внимание к человеку, но не вызывают обиды или зависти у тех, кто их не получил. Дорогой подарок одному из сотрудников компании уместен, если он сделан группой людей и по случаю торжества. Со стороны руководителя, считаю, нежелательно объединять новогодние подарки для сотрудников вместе с подарками по итогам работы за год. Желательно разделить это по времени». Иначе получится, что кто-то получит больше, кто-то меньше, а новым сотрудникам вообще не достанется. Семенюшкин уверен, что установление правил позволяет избежать неловких и двусмысленных ситуаций. И приводит еще один пример: к одному новому году в подарочный набор для партнеров положили календарь, ручку и коньяк за 3000 евро. Оказалось, что коньяк нельзя дарить в госучреждениях, а без коньяка этот подарок оказался настолько скудным, что сотрудникам неловко было вручать эти пакеты.

Четыре категории подарков

А в Urban Group существует градация подарков от руководства – сотрудникам. «Сотрудникам мы дарим ежегодную новогоднюю продуктовую корзину к столу, которая стоит немалых денег, - рассказывает о новогодних традициях HR директор Urban Group Наталья Супрунова. - Несмотря на кризис, многолетняя традиция сохранится и в этом году. Но со временем мы приняли решение поделить подарки в разрезе категорий сотрудников. Основной персонал, находящийся в головном офисе Москвы, получает стандартные наборы, VIP и средние. Для офисов, расположенных в Москве, есть подарки для руководящего состава. Руководителей продуктовой корзиной не удивишь, поэтому мы обязательно наполняем ее брендированной сувенирной продукцией». В этом году компания делает гравюру архитектора всех проектов, которые даже выставляются в Третьяковке. Это ручная работа – коллекционная гравюра в багете. К ней в сувенир идет элитное шампанское. У сотрудников удаленных региональных офисов компании уровень дохода значительно ниже столичного. Компания, учитывая особенности и рентабельность подразделений, делит подарки на две категории: для рабочих и ритейл состава; для руководящего состава. Отсюда и возникают четыре градации: две градации в Москве и две в регионах:

  • Эконом 1,
  • Эконом 2,
  • VIP1,
  • VIP 2.

В сувенирную продукцию региональных представительств входят календари, блокноты, ручки, флешки. И даже подарочные пакеты в компании делятся по категориям: для топа идет брендированный пакет с веревочными ручками. Для простого рабочего – обычный пакет с логотипом компании. «Почему мы пошли по этому пути? – поясняет Наталья Супрунова. - В свое время мы закупили абсолютно аналогичные подарки для всех сотрудников. Получившие дорогие подарки рабочие были в шоке – они сказали, что лучше бы им выписали премию. Они не понимали, как можно потратить на подарок 3 тыс. руб. Свелось к тому, что стоимость совокупного подарка составила от 500 до 700 руб. для региональных представителей». Но компания решила не фиксировать это правило в корпоративном кодексе. Это неписанное правило, сложившееся на протяжении многих лет. Оно закрепилось и дает результат.

Прописывать правило или сохранить традиции?

Почему же некоторые компании сознательно не прописывают цену и правила дарения подарков в своем корпоративном кодексе? «Мы таким образом соблюдаем «экологичность» бизнес-процессов, - комментирует СЕО LiveTex Владимир Бакутеев. - У нас нет правил дарения подарков: что дарить, кому и какой стоимости – решают сами сотрудники. И прописывать это в корпоративном кодексе мы не спешим. Мы сознательно обходимся минимальным количеством регламентов и политик, чтобы избежать лишней бумажной волокиты. К тому же преподнесение подарка, как и умение вести беседу, относится к навыкам общения, которые навряд ли могут быть развиты путем включения нескольких страниц на эту тему в корпоративный кодекс».

Традиции и прецеденты – вот что имеет значение. Гуру менеджмента Питер Друкер утверждал: «Корпоративная культура компании, что культура страны. Никогда не пытайтесь изменить ее. Лучше работайте с тем, что есть». Как и во многих IT-компаниях, прошедших путь от стартапа к успешному бизнесу, в компании LiveTex довольно неформальные отношения в коллективе. Почти все сотрудники общаются на «ты». На корпоративах, тренингах и спортивных мероприятиях руководители, менеджеры и специалисты ведут себя на равных. Раз в две недели из числа сотрудников и их друзей собирается большая компания и отправляется в паб или винный бар. «IT-рынок не такой большой: многие знакомы по другим проектам, - рассказывает Владимир Бакутеев. - Есть и те, кто дружат много лет: ходят вместе на спорт, в кино и в гости. Уместно ли объявить им, что отныне нельзя дарить друг другу подарки дороже Х рублей? Конечно, нет. Мыделаем ставку на инициативность и ответственность».

Несмотря на то, что сегодня LiveTex занимает стабильное положение на рынке, внутри компании руководство по-прежнему старается поддерживать атмосферу стартапа. Каждый сотрудник может свободно высказывать свои мысли и предложения и даже назначить встречу руководством компании, если считает, что его идея способна внести вклад в развитие общего дела. Топ-менеджмент компании уверен, что именно инициативность и ответственность помогают бизнесу двигаться вперед. «Мы ценим эти качества в каждом члене команды и не хотим их растерять, прописав в корпоративной политике каждый шаг: что можно, а что нельзя; не хотим отучить сотрудников принимать самостоятельные взвешенные решения, думать, - продолжает Владимир Бакутеев. - Мы нашли свой формат донесения важной информации. Прецедентов с неудачными подарками у нас пока не было. При этом удобный канал для обсуждения проблем и вообще для общения есть. Это корпоративная соцсеть Yammer». В ней есть лента новостей, общий чат, ветки тематических дискуссий. Там зарегистрированы все сотрудники, у каждого есть свой профайл. Если у сотрудников возникают какие-то пожелания по организации рабочего процесса или жалобы на неудобства, они пишут в Yammer. И если «подарочный вопрос» когда-нибудь встанет ребром, специалисты из HR напишут обстоятельный пост с рекомендациями.

«Соглашусь с коллегой: контроль за подарками внутри компании – это весьма странная задача, - продолжает тему генеральный директор и совладелец проекта FORUMHOUSE Алексей Кутейников. - Если она появляется, то это свидетельствует о серьезных проблемах в коллективе. Если подарки клиентам и партнерам еще можно рассматривать как заявку на «более теплые отношения», то подарки в коллективе, в одной команде не должны вообще восприниматься как взятка и подхалимаж. Стандартизированные требования к поведению внутри коллектива – это пережиток прошлого». В интернет-отрасли даже у таких больших компаний, как Яндекс и Mail.ru, отсутствуют жесткие корпоративные стандарты поведения, что уж говорить про небольшие команды.

Формализация корпоративных отношений в части подарков, по мнению эксперта, может присутствовать только в бюрократизированных компаниях с жестко-регламентированной корпоративной культурой и строгими правилами. В любом случае, если потребность во взятке существует, то сотрудники найдут способ выразить свое особое отношение к руководству или коллегам. «Легкий способ избежать неловких ситуаций при вручении подарков на Новый год - это Secret Santa, - приводит пример Алексей Кутейников. - Каждый участник игры вытягивает жребий с именем сотрудника, для которого он становится тайным Дедом Морозом, и дарит подарок в заранее оговоренном ценовом диапазоне».

По такому пути пошла компания DMBasis. «Мы отделяем обязательные регламенты и правила от традиций. Последние не устанавливались «сверху», а появились как инициатива сотрудников и прижились в коллективе, - поясняет генеральный директор компании DM Basis Илья Шагаев. - Их можно назвать нашими привычками. Но таких привычек у нас довольно много, и поэтому, чтобы новым сотрудникам было легче с ними знакомиться, на внутрикорпоративном портале есть специальный раздел «Наши традиции». Одна из традиций связана с подарками на Новый год. В канун этого праздника каждый в компании может побыть немножко Дедом Морозом». Вот как это делается. Каждый сотрудник покупает небольшой подарок (сувенир, игрушку, что-нибудь – как известно, дорог не подарок). По желанию – празднично упаковывает. Отдает помощнику генерального директора. Все подарки помещаются в мешок. На празднике Дед Мороз идет по списку и наугад вытаскивает из мешка подарок каждому. После дарения есть возможность выяснить у коллег, благодаря кому вы стали обладателем того, о чем давно мечтали, даже если не знали об этом. Чтобы подарки были равноценными, секретарь в своем предновогоднем письме-напоминании пишет ориентировочную стоимость. В этом году – до 300 руб.

Подарочные тренды: крен в благотворительность

«Подарочные» тренды зависят от экономической ситуации в стране и от тенденций в обществе. Самые роскошные новогодние подарки компании дарили друг другу в период 2006-2008 годов: фарфоровые фрукты ручной работы с позолотой, техника, дорогие бизнес-сувениры из натуральной кожи и редких пород дерева, наборы для гольфа, настольные игры, выполненные из хрусталя и слоновой кости. Консалтинговые компании также старались удивить своих клиентов: коллекционные игрушки ручной работы, дорогие напитки, брендовые шелковые платки и галстуки, запонки из драгоценных металлов, редкие альбомы по искусству – чего только не было! «Зима 2008 года оказалась не очень щедрой на презенты, практически все компании отказались от корпоративных подарков – что называется, было не до жиру. Большинство обменивались открытками и не очень дорогими сувенирами, - делится наблюдениями директор по связям с общественностью хедхантинговой компании Cornerstone Евгения Маркова. - Сложная экономическая ситуация заставила многих пересмотреть ценность денег: бюджеты, ежегодно закладываемые на сувенирку, стали отправляться на благотворительные акции. Спасти чью-то жизнь, организовать праздник детям и одиноким старикам, исполнить мечты оказалось гораздо приятнее, чем получить очередной календарь». И эта тенденция сохранилась все последующие годы – многие компании сейчас активно направляют средства в благотворительность. Например, компания Cornerstone уже несколько лет принимает участие в акции фонда «Жизнь» «Благотворительность вместо сувениров», отправляя клиентам лишь небольшие, но символичные, подарки.

Федеральная компания «Мастер Фуд» в честь праздника ранее организовывала на местах безалкогольные фуршеты. «В этом году мы также решили принять участие в программе «Благотворительность вместо сувениров» – откажемся от традиционных бутылок шампанского и вручения бесполезной сувенирной мишуры, - высказывает свою точку зрения генеральный директор компании «Мастер Фуд» Андрей Сенчуков. - Праздничный подарочный бюджет переведем в Фонд «Измени одну жизнь» – профинансириуем изготовление видеоанкет о ребятах из детских домов. Эти видео-анкеты рассылаются потом по органам опеки, размещаются на сайте фонда. Эти видео-рассказы о детях видят потенциальные усыновители, подробный рассказ о малыше помогает ускорить эту встречу. Ребята из фонда делают благородную работу. Благодаря этим анкетам усыновлено более трех тысяч детей». Проспонсировав эти видео-анкеты, компания получила в ответ от фонда «Измени одну жизнь» яркие открытки, которые будут разосланы сотрудникам. Ими же будут украшены елки на объектах. «Коллектив в курсе этой идеи. Сотрудники, надеюсь, меня поддержат», - говорит Андрей Сенчуков.

Подарочная тенденция 2011-2014 годов – пересмотр большинством западных компаний кодекса поведения для сотрудников, запрещающего принимать подарки вообще или выше определенной стоимости (обычно это $100). «В 2011 году мы получили предупредительные письма сразу от десятка компаний, где руководство просило с вниманием отнестись к корпоративным правилам и не поздравлять сотрудников ничем, кроме открыток, - рассказывает Евгения Маркова. - Дорогие подарки не всегда обеспечивают лояльность к вашей компании, а порой могут вызвать обратный эффект. Если клиент чувствует, что его пытаются к чему-то обязать или склонить – скорее всего, вы потеряете его навсегда». Так что, будьте осторожны! 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги!
Как Вы относитесь к процессу выбора подарков для клиентов и партнеров? Что это, простая формальность или полет фантазии (в рамках бюджета)?
Какие цели преследуете?
Отслеживаете ли удовлетворенность подарком?
Какие подарки считаете самыми популярными?

Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь

-- Какие цели преследуете?
-- Увеличение бюджета, который будет потрачен на нашу продукцию после нового года

-- Отслеживаете ли удовлетворенность подарком?
-- Нет, никто не скажет, что подарок плохой. Мы отслеживаем динамику бюджетов.

-- Какие подарки считаете самыми популярными?
-- Которые попадают в точку.

Поделюсь идеей: дарили каталог с описанием проектов, которые мы реализовали за отчетный период + к-нить продукцию одного из предприятий, для которых были реализованы эти проекты (типа и наша частичка есть в этом). Примеры продукции: энергосберегающие лампочки (набор из 10 штук), подарочный сертификат на покупки в сети супермаркетов, дисконтные карты для сети заправок и т.д. Конечно, к этому календари всякие и в фирменный пакет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''с какой целью интересуетесь''? (с) Шариков П.П.

Подарок это и есть подарок. И лучше если он учитывает индивидуальность конкретного бизнес-партнёра. В моём случае - стандартный набор (календарь, ручка, блокнот, ежедневник и т.д.) + личная добавка в рамках бюджета.

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

А есть ли смысл добавлять каталог к подарочному набору?

Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь
Денис Баталов пишет: А есть ли смысл добавлять каталог к подарочному набору?
Конечно! Это нечто вроде годового отчета для наших заказчиков. Еще одна возможность рассказать о нас, о наших успехах. Кроме того, это объясняет смысл подарка.
Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Я всегда думал, что заказчика (клиента) интересуют только его успехи.

Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь
Денис Баталов пишет: Я всегда думал, что заказчика (клиента) интересуют только его успехи.
Люди с узким кругом интересов - не наша ЦА.
Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

О стандартном наборе могу сказать следующее: в лучшем случае, клиент принимает его с равнодушием, в худшем - он вызывает раздражение.

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург
Лидия Сергеева пишет: Люди с узким кругом интересов - не наша ЦА.
О! Значит предпочтения своей ЦА изучаете? Или полагаетесь на интуицию?
Лидия Сергеева Лидия Сергеева Директор по продажам, Ставрополь
Денис Баталов пишет: О! Значит предпочтения своей ЦА изучаете? Или полагаетесь на интуицию?
Ни то ни другое в точности. Для тех, кто не любознателен, не открыт новому и не влюблен в технический прогресс, для них мы не представляем интереса как поставщик. А убиваться на том, чтобы заинтересовать незаинтересованных дорого. Дешевле (маржинальнее) углубить отношения с теми, кому мы интересны с нашими новациями. Поэтому тут дело не в интуиции или в изучении потребностей, дело в том - наш это заказчик или нет. Впрочем, тема же про новогодние ритуальные подношения:) Давайте не отклоняться:)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.