Как правильно сказать боссу «Нет»

Вам знакома ситуация: руководитель предлагает идею или решение, а для вас — профессионала в данной области — очевидно, что решение заведомо неправильное и поступить следует иначе? Вопросы о том, как преодолеть свой страх и переубедить начальника, как настоять на своей точке зрения, задают очень часто. Ответов-рецептов, которые подойдут всем, не существует. Между тем есть общие советы, которые помогут в данной ситуации.

Прежде всего, каждый раз, в любой ситуации спрашивайте себя: «Какова моя цель? Что, какой результат я хочу получить в этой ситуации? Для чего мне нужно спорить и отстаивать свою позицию?» Вы тогда поймете и увидите, чего вы хотите добиться: отстоять интересы компании, в которой работаете, облегчить себе работу, а может быть — получить подтверждение своей значимости или что-то еще. Когда вы это проанализируете, то поймете, что у вас есть контроль над своей жизнью. Вам станет понятно, к чему вы стремитесь, это поможет выстроить стратегию разговора.

Очень важно ваше собственное внутреннее состояние. Если визит к шефу вызывает сильную тревогу, постарайтесь забыть на это время, что перед вами начальник, и увидеть в нем человека, который может сделать серьезную ошибку. Ваша роль — помочь предотвратить ее. Помогите ему увидеть проблему вашими глазами. Повторите то, что он сказал вам, его же словами, чтобы показать, как вы поняли его указания. Говорите четко и не спеша, чтобы вас услышали. Есть высокая вероятность того, что, услышав из ваших уст свое предложение, несговорчивый руководитель поймет, что оно неверно, и прислушается к вашему мнению.

Как правило, переубедить руководителя мешает неумение сказать «нет». Не говорите «да», если хотите сказать «нет»! Если вы все-таки говорите «ДА», когда перед вами начальник или более сильный человек, попробуйте следующую простейшую технику. Перед тем как ответить, сделайте глубокий вдох, как минимум до 3 ударов сердца. Это остановит ваше рефлекторное «ДА» и даст вам время, необходимое для выбора наиболее эффективного способа сказать «НЕТ».

Отделите аргументы руководителя от его личности и «спорьте своими аргументами с его». Говорите «НЕТ» просьбе, указанию, а не личности. Вы можете повернуть его идею слабым местом, а не уничтожать ее начисто: «Это замечательная и продуманная идея, и если некоторые факторы не помешают, я думаю, результат будет потрясающий. Но давайте подумаем о том варианте, где эти факторы окажут отрицательное влияние… Что тогда будет?».

Если вы не можете преодолеть страха перед спором с руководителем, задайте себе вопрос: «Чего я боюсь — потерять работу, нарушить правила, подвести компанию?» Подумайте, что вам даст страх? Страх помогает нам только в тех случаях, когда мы убегаем, спасаемся, выживаем. Когда мы хотим работать, качественно, продуктивно, то страх здесь плохой помощник. Я могу только дать совет: избавляйтесь от страхов и работайте с этим настойчиво. Без неоправданных страхов мы получаем свободу мыслить, творить, жить полной жизнью.

На встрече с руководителем будьте экспертом-профессионалом. У вас на руках должны быть нужные расчеты, изложенные на бумаге различные варианты последствий неправильно принятых решений, но НЕ ЭМОЦИИ.

Иногда возникает желание «ткнуть носом» руководителя в его прошлые ошибки. Подумайте, какую цель вы хотите достичь при этом? Вряд ли вы любите, когда вас «ткнут» носом в ошибку? Может ли вас такой способ научить на будущее? Понаблюдайте, что, какие аргументы лучше всего убеждают именно вашего руководителя — и применяйте их. Никогда не шантажируйте шефа тем, что пострадает фирма и вы не будете нести никакой ответственности. Если вы уверены в своей правоте, то следует терпеливо убеждать начальника. Слово «шантаж» невозможно в рабочих отношениях. Вы просто можете потерять рабочее место.

Как быть, если ситуация осложняется амбициозностью руководителя? Понаблюдайте и подумайте, что может стоять за этими амбициями. У амбициозных людей часто появляются великие идеи. И нужно время, чтобы понять их реализуемость, плюсы, минусы и последствия. На амбициозные требования или предложения можно ответить, например, так: «Это очень интересно, но мне нужно подумать и понять это предложение. Мне кажется, что у меня появится много вопросов». Это даст вам время подготовиться к дальнейшим обсуждениям, если они состоятся, ведь великие идеи часто «исчезают» из-за их слишком большой «великости». И при этом попробуйте увидеть в таком предложении то ценное, что можно применять в других случаях.

Если вы все-таки получили отказ, поймите и признайте, что жесткий отказ не вам, а вашему предложению. Осознание этого обязательно смягчит неприятный осадок. Определите сами «цену» этого отказа, и кто будет ее платить. Это подскажет вам, что делать дальше.

И, наконец, что делать, если вы добились своего, настояли на своем предложении, но по каким-то причинам ошиблись? Как быть в этой ситуации? Это вопрос вашей ответственности. Также это зависит от того, какова цена ошибки, кто ее исправит. В любом случае нужно срочно сообщать о своих ошибках самим, а не ждать, когда это откроют и скажут другие. Есть хорошая поговорка: «За одного битого двух небитых дают». Ваша честность пойдет вам на пользу, как минимум перед самим собой. Ведь только самоуважение и ваше достоинство будут создавать то же отношение к вам других людей.

Светлана Чумакова, Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.