Почему, описывая вакансию, нельзя зацикливаться на зарплате

Вы все чаще жалуетесь на неадекватных сотрудников? Размещая вакансии, вы получаете резюме, от которых хочется плакать? Возможно, проблема в том, что вы с самого начала ищите не тех людей, которые вам нужны.

Ошибка №1: вакансия перегружена обещаниями и заявлениями

Проведите анализ объявлений о своих вакансиях, постов о найме и прочих ресурсов, с помощью которых вы формируете базу соискателей. Если они на 80% наполнены информацией о зарплате и карьерном росте в вашей компании, о престиже вашего бренда и репутации вашего бизнеса, вы не сможете привлечь нужных вам кандидатов.

На что в такой вакансии обратит внимание человек? «О, здесь я точно заработаю миллион». «Тут можно получать деньги, не напрягаясь». «Удобный график, да и платят не дурно». «Топ-компания, здесь круто работать». И наш опыт показывает, что на вакансии такого типа откликаются прежде всего те кандидаты, которые не хотят выкладываться, чтобы достичь указанного уровня оплаты. Как только на новом месте работы они столкнутся с первым разочарованием, тут же начнут искать, где «кормушка побольше, и дотянуться до нее полегче». Если вы цените в будущих сотрудниках преданность, не сулите им золотые горы.

Ошибка №2: вы ищите сотрудников не своего круга ценностей

Любые отношения могут быть долгосрочными и качественными только в том случае, если ценности людей совпадают. Многие психологи, бизнес-тренеры и просто успешные люди, говорят, что построение отношений на основе общих ценностей сулят продуктивное сотрудничество во всех сферах деятельности.

Пример. Предположим, руководитель – принципиальный противник вредных привычек. Но он сделал исключение из своих правил и принял на работу курящего профессионала. Что может произойти? Начальник будет чувствовать раздражение каждый раз, когда подчиненный отправляется на перекур. Это бомба замедленного действия. Взрывается она обычно в ситуации, когда сотрудник не справился вовремя с задачей или вышел покурить именно тогда, когда нужен был руководству. И если работник не скорректирует поведение, конфликты посыпятся один за другим.

Но пример с курением – это лишь вершина айсберга! Представьте, вы нанимаете инженера, который в отношении оборудования руководствуется правилом «пусть еще поработает, как сломается – починим». А по должности он обязан заблаговременно проводить модернизацию во избежание простоев и поломок. Как думаете, сколько есть путей развития ваших отношений с этим сотрудником? Рассмотрим два, хотя их может быть множество.

  • Вы договоритесь с инженером о правилах обслуживания оборудования. Но его «профессиональное кредо» все равно будет по чуть-чуть проявляться. И не факт, что вы будете об этом знать: не все ведь процессы контролируемы, и не всегда результат деятельности виден сразу. Когда нарушения станут явными, вы на первый случай объявите нарушителю выговор за халатность. Но это не поможет, и в итоге вы с ним расстанетесь.
  • Вы потратите годы на перевоспитание недостаточно ответственного сотрудника. Но получите ли вы нужный результат? Гарантии нет. Есть только надежда, что уровень восприятия мира и интеллекта этого человека таковы, что он изменит свои привычки. Но это дано не всем.

Возможно, позиция, кандидата на которую вы ищите, не столь важна для компании, и вы готовы допустить текучку кадров на этом участке. Это нормально. Возможно, вас устраивают сильные качества соискателя вакансии, и вы готовы принять его слабую сторону. Это тоже нормально. Я лишь показываю, где и в чем могут возникнуть проблемы. Но если вы не хотите такого развития событий, и приведенные примеры вызвали образ одного из сотрудников, с которым вы сегодня работаете, согласитесь: ваши претензии к нему – не его вина. Он, возможно, достойный работник, но, увы, не для вашей компании.

Как избежать такой ситуации? Изменить качество найма.

Способ №1: с самого начала обозначить цель совместного труда

Слова «сотрудничество» и «сотрудник» происходят от словосочетания «совместный труд». Вы нанимаете человека, с которым планируете совместно трудиться, совместно достигать целей бизнеса. Поэтому важно добиться, чтобы ваши взаимные интересы совпадали как можно сильнее. Предположим, вы ищите сотрудника для колл-центра. С чего должно начинаться объявление об этой вакансии? С описание целей, которые стоят перед соответствующим подразделением вашей компании и его сотрудниками. Примеры:

  • «Открыта вакансия оператора колл-центра, который поможет нам обеспечить максимальную информированность наших клиентов в нашем продукте».
  • «Цель колл-центра – предоставить максимальный комфорт пользователям нашего интернет магазина».
  • «Цель оператора колл-центра – обеспечивать высокий уровень сервиса и удовлетворенность покупателей».
  • «Цель оператора – заботиться о наших постоянных клиентах».

Не многие новые сотрудники, даже отработав один-два месяца, понимают в чем цель их работы, несмотря на объемные документы о миссии и целях корпорации, которые им предлагают прочесть. Поэтому руководителю уже на этапе отбора важно добиться, чтобы кандидат получил адекватное представление о задачах, которые ему предстоит выполнять. Во многих бизнес-сферах должность оператора на телефоне считается стартом карьеры. Это низкооплачиваемый и довольно монотонный труд. И вряд ли он подойдет человеку, который мечтает быстро стать руководителем подразделения.

Способ №2: ясно описать ценности, которые вам важны

В этом случае вы изначально вовлекаете в «воронку соискателей» людей, которые ценят то же, что вы. Вам не нужно будет тратить время на целеполагание и на долгие беседы о миссии, не нужно будет проверять, усвоил ли кандидат свою роль в компании. Да, есть риск что уменьшится поток резюме. Поэтому проведите анализ эффективности каналов, из которых вы их получаете. Возможно, нужно расширить входящий поток путем открытия новых источников.

Способ №3: озвучить, что нужно сделать, чтобы получить все обещанное

Да-да, очевидная рекомендация. Но многие работодатели сами не могут дать развернутый ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы достичь желаемого уровня заработка. Будьте честны с вашими соискателями, и они отплатят вам тем же. Покажите, через что им придется пройти, чтобы заслужить обещанную сумму в n долларов. Таким образом, соискатель будет понимать, какие усилия необходимо приложить, чтобы получить высокую оценку своего труда, сколько времени для этого потребуется, какую ответственность нужно для этого взять на себя.

Способ №4: отдавать предпочтение самостоятельному поиску перед аутсорсингом

Рекрутинговое агентство несет ответственность за качество кандидатов только в течение одного-двух месяцев после их выхода на работу. Все проблемы, которые возникнут в дальнейшем – ваша ответственность. Как правило, новичок входит в корпоративную культуру компании, осваивает всю специфику работы и проявляет все свои личностных качества в течение срока от полугода до года. Каждый раскрывается со своей скоростью и по-своему.

Эти краткие рекомендации позволят вам быть проактивными в поиске нужных людей. Откорректировав стратегию найма и отбора персонала, вы облегчите вход новых сотрудников в коллектив, высвободите себе время для других стратегических задач и, самое главное, повысите эффективность своей команды.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Емельяненко, Олег Шурин
Владимир Емельяненко +140 Владимир Емельяненко Директор по развитию, Украина

Отличная статья, конкретно и по делу!

Генеральный директор, Москва

Милая, но немного наивная статья! Видимо сказывается недостаток практического опыта работы автора.

Уважаемая Тамара, неужели Вы на самом деле верите, что девушку устраивающуюся оператором в колл-центр, в первую очередь будут волновать не ее зарплата и условия ее труда, а какие-то разговоры о комфорте клиента?

По поводу инженера. Как правило, на производстве существует график проведения технического обслуживания и других регламентных работ. И т.к. инженеры именно за их проведение и получают зарплату, то они ее и делают. А вот дальше, открою глаза автору статьи, возникает следующая ситуация. По регламенту вроде полагается ПОКУПКА и замена какой-то детали. А т.к. это затраты, тот тут, как правило именно руководители и озвучивают эти слова:

«пусть еще поработает, как сломается – починим»

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.