Подходит ли HR-программа Google российскому ОПК?

Уровень технологий производства поднялся так высоко, что отставание в некоторых областях знаний уже сейчас приводит к огромному разрыву в конкурентоспособности на мировой арене. Россия, еще недавно страна с колоссальным интеллектуальным потенциалом, лидер практически во всех областях науки и техники, отстает по многим стратегическим технологическим направлениям от лидеров на возможно уже недостижимую дистанцию. Тем не менее, страна ставит перед собой задачи по развитию и достижению мирового уровня по тем самым стратегическим направлениям, от которых зависит в первую очередь обороноспособность нашей державы и ее положение в будущем на мировой арене. Разработаны программы и планы, выделены огромные бюджетные средства (все еще незначительные в сравнении с главным потенциальным противником), дело поставлено на жесткий контроль.

Одной из задач является реализация программы подготовки квалифицированных кадров по специальным направлениям в технических вузах, переориентация молодых абитуриентов с менеджерских специальностей на инженерные, поднятие престижа данной профессии. Как это реализуется – отдельный предмет размышлений, но помимо этого необходимо обозначить два других значимых вопроса, без решения которых невозможно достичь обозначенных выше целей.

Сама по себе подготовка специалистов мирового уровня бессмысленна без последующего применения полученных знаний на российских предприятиях, разрабатывающих и производящих высокотехнологичную продукцию, которая должна составить конкуренцию мировым аналогам. Тем не менее, большая часть молодых инженеров, ученых и управленцев, способных к реализации задуманного, предпочитает западные компании с высоким уровнем оплаты труда, развитой системой мотивации и планирования карьеры, социальной защищенности и грамотно построенной корпоративной культурой.

Что же надо поменять и что развивать российским предприятиям, особенно оборонно-промышленного комплекса, чтобы привлечь и удержать талантливых специалистов? Несомненно, не всегда возможно конкурировать по уровню заработной платы, хотя за последние несколько лет некоторые предприятия смогли выйти на приемлемый уровень по данному показателю. Об этом говорит тот факт, что молодежь в этих компаниях работает и, в общем-то, удовлетворена своим уровнем компенсации. Однако, также налицо факт большой текучести молодых кадров, которые просто не готовы к такому уровню бюрократии, отсутствию каких-либо ясных перспектив, а зачастую просто наплевательскому отношению со стороны руководства.

Одно из современных правил маркетинга говорит, что если ты хочешь конкурировать с лидером, встань рядом, и постарайся хотя бы внешне выглядеть не хуже. Тем не менее, отдавая должное тяжелым условиям развития, в которых находится каждое бюджетное предприятие, нельзя не заметить практически полное отсутствие инвестиций в персонал.

  • Такие очевидные для западных компаний вещи, как обучение персонала – от момента поступления сотрудника на работу и далее, для повышения его знаний, кругозора, квалификации, понимания, что и для чего делает компания, кто за что отвечает;
  • Такие как организация доступа сотрудника к базе знаний, накопленных на предприятии десятилетиями, что в разы сокращает время на поиск необходимой информации для использования непосредственно в работе, и обратно увеличивает время потраченное сотрудником на его прямые обязанности и достижение поставленных задач;
  • Такие как инвестиции в условия труда, при которых специалист погружен в предмет своей работы, а не удручен созерцанием серых стен, антисанитарией и необходимостью самостоятельно обеспечивать себя чаем, а порой и просто водой;
  • Отсутствие корпоративной культуры, и, как следствие, отсутствие какого-либо созидательного взаимодействия между сотрудниками, которые не чувствуют себя частью чего-то общего и важного, членами одной команды, одной трудовой семьи;
  • Ограничение участия сотрудников в реализации стратегии предприятия – они просто не знают, какие у компании задачи и как их работа влияет на их реализацию и т.п.

Молодые, энергичные, способные на нестандартные поступки и решения ребята, выросшие в эпоху, когда «в магазинах все есть и Жигули – это не машина» просто не готовы к такому отношению. Потому что все перечисленное, по сути, это отношение работодателя к своему персоналу. Согласитесь, что при таком подходе ждать самоотверженности, проявления толерантности и генерирования прорывных идей просто не приходится. Молодежь поступает прагматично – выход там, где вход.

При этом все отмеченные корпоративные инициативы вполне способны компенсировать недостающую разницу в ожиданиях по зарплате, с учетом, что сотрудники будут вознаграждены в дальнейшем при достижении поставленных перед ними глобальных задач.

В открытом доступе находятся корпоративные программы крупнейших западных и российских коммерческих компаний. По ним можно оценить ту степень важности, в которую возводят руководители этих предприятий данные вопросы. Они все преследуют одну цель – создать имидж престижного работодателя. Возьмем, например, программы Google и IBM – это впечатляет. Объединив национальную идею (а ведь многие молодые люди болеют за нашу страну и являются патриотично настроенными гражданами) с данными программами мы точно получим необходимый эффект.

Представьте, например, такую картину: молодежь пьет кофе в библиотеке с прозрачными стенами (чтобы стимулировать желание приобщиться), с «мягким» декором и удобными диванами и столиками. Они могут посидеть и обсудить последние события в компании и рабочие проблемы друг друга, полистать журналы о национальной обороне и современной зарубежной технике, прочитать актуальную подборку по основным политическим событиям в стране, которые оказывают влияние на отрасль, в которой они трудятся. Они больше общаются, лучше взаимодействуют, лучше понимают, что и зачем они делают, ощущают свою нужность и необходимость, чувствуя заботу руководства, которое создало для них такую инсталляцию. Такие «комнаты отдыха» можно сделать по тематикам… Скорость интеграции коллектива увеличивается в разы. В Google именно так. Есть чему поучиться, и есть куда двигаться!

Победа в битве за человеческие ресурсы – важнейшая цель всех корпораций мира. Большая часть наших специалистов работают здесь или за рубежом на мировые бренды. И в первую очередь потому, что здесь их не устраивает отсутствие культуры, как в глобальном, так и в локальном масштабах. Культура – тот фундамент, на котором строится любая империя. Создать корпоративную культуру на предприятии означает заложить фундамент для дальнейшего роста и достижения поставленных задач.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.