Как искать и удерживать таланты: опыт Кремниевой долины

Почти каждый разговор о бизнесе в среде наших выпускников и студентов заканчивается рассуждениями о том, где взять правильных, нужных людей и как их мотивировать. Можно придумать хорошую бизнес-идею, но отсутствие команды, которая будет ее воплощать, способно свести все усилия вас как руководителя на «нет».

Как один возможных вариантов ответа я предлагаю посмотреть на опыт американских компаний. Один из модулей нашей программы Executive MBA традиционно проходит в Кремниевой долине, в последний наш визит туда в августе 2014 года студенты встречались с HR-дивами. Это женщины, которые достигли невероятных высот в своей карьере и работали в таких компаниях, как Sun Microsystems, Silicon Graphics, eBay, Adobe, Cisco Systems и т.д., возглавляя разные компании, которые специализируются на вопросах HR или подборки высококвалифицированных специалистов. Именно по совокупности заслуг их так и прозвали - «HR-дивы».

По итогам встречи хотелось бы остановиться на нескольких моментах, которые говорят о том, как в Долине относятся к поиску и удержанию талантов.

1. Как найти сотрудника

В Долине идет война за таланты. Их отбирают тщательно, долго и проверяют всеми возможными способами задолго до того, как сотрудник займет свое кресло в офисе. Компания понимает, что не имеет права ошибиться и взять сотрудника, который не впишется в общую среду и принесет в коллектив раздоры и неконструктивные отношения.

То, что делают компании в Долине – это симуляционные игры с участием топ-менеджмента компании и кандидатов. Обычно они проходят по выходным и максимально приближены к реальной работе, в программу включаются разнообразные элементы, включая стрессовые моменты. По итогам двух дней руководители могут оценить своих будущих сотрудников и по качеству их работы, и по тому, насколько они готовы работать в команде и привносить в нее свой вклад.

Даже резюме в Долине – это не наше с вами резюме. Это краткое видео о том, что вы из себя представляете, размещенное на YouTube, это качество вашего сообщества LinkedIn, это ваше соответствие корпоративной культуре компании. Более того, есть вещь, которая важнее всего резюме и которую невозможно подделать и изменить – это репутация. В Долине принято опрашивать бывших коллег потенциальных кандидатов и получать искренние ответы. Замалчивать правду и приукрашивать детали не принято.

2. Как удержать сотрудника

В жесткой конкурентной среде Долины принцип non-compete, когда ваш сотрудник не имеет права уходить к конкурентам, не работает. Вы можете работать в одной компании, завтра перейти к одним конкурентам, а послезавтра к другим. Все зависит от того, насколько востребованы ваши таланты и опыт.

Удержать таланты становится искусством HR. Талантам должно нравиться все: задачи, над которыми они работают, то, как их признают, то, с кем они работают, их босс, корпоративная культура и т.д.

Подобный подход отражается на всем, включая тимбилдинги и корпоративные мероприятия. «Мы пришли к пониманию, - говорили HR Divas, - что людям гораздо интереснее совместно решать задачи, нежели делать барбекю. Поэтому на регулярной основе мы создаем микс-команды из представителей совершенно разных профессий и департаментов. Перед ними ставится новая сложная задача, которая решается вместе».

Вещь, которая очень ценна, – признание. Не только со стороны начальства, но и со стороны коллег. Очень показательна история с приложением, которое появилось в одной из компаний долины под названием High Five – по сути, смысл приложения был в виртуальной ладошке, которую любой сотрудник мог переслать любому из своих коллег, чтобы отметить его достижение. И не важно, было ли это достижение за хорошо сделанный проект или за вкусный завтрак – ладошки мог получить любой сотрудник компании. Самое главное было показать, что вас оценивают ваши коллеги, оценивают искренне и мгновенно. И вы понимаете: вас признают, уважают, ваша работа важна. Поэтому многие наши студенты после окончания модуля всерьез задумались, как внедрить у себя в компании подобные «ладошки» (которые могут принять форму чего угодно, вплоть до виртуальных пряников и яблок) в своих компаниях.

Но даже если все это не помогает и хороший сотрудник уходит в другой проект, к конкуренту, то тут происходит самое удивительное. Каждая из тех компаний, из которых вы уходите, в exit interview вам скажет: «спасибо за отличную работу, мы всегда будем рады видеть вас обратно». И истории возвращения сотрудников обратно – действительно вполне многочисленные, потому что компании понимают, что легче отпустить сотрудника набраться опыта в другой компании и принять его обратно через 3-5 лет с другим опытом и новым набором компетенций уже на другую должность.

3. Как сделать продукт без офиса

Наиболее заметное новое решение в сфере HR в Кремниевой долине – это уход от полной занятости, аутсорс кадров, вплоть до 90% количества сотрудников. И тут можно привести пример портала oDesk – один из ярких примеров, который поддерживает данный тренд. Это не просто поиск фрилансеров – это возможность собрать команду из профессионалов, которые работают на вас несколько часов в неделю, но их вклад в ваш бизнес благодаря их опыту, известности гораздо больше, чем от обычных штатных сотрудников.

Интересен сам тренд – все больше востребованных профессионалов предпочитают искать отдельные проекты, но не идти к одному работодателю даже за очень неплохие деньги. Свобода соглашаться на проекты, которые вам нравятся, свобода планировать свое рабочее время так, как удобно – сейчас это то, чем живет Долина. Это своеобразная трансформация полной занятности в частичную, с возможностью селекции лучших кадров со стороны работодателей и с возможностью для профессионалов зарабатывать хорошие деньги, но выбирая только те проекты, которые нравятся.

Как это применить в российской действительности?

Не всегда все описанные выше правила можно применить к российской корпоративной культуре, хотя отдельные элементы, подсмотренные у коллег из Долины, могут помочь. Многие из наших студентов и выпускников признаются, что задумались об изменении подходов к выстраиванию корпоративной культуры именно после поездки в Долину.

А что думаете вы? Есть ли что-то, что вы взяли бы себе на заметку?

Фото: delo.ua

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Гораздо интереснее узнавать о российских (наших) достижениях.

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Спасибо!!!
Тренд понятен. Надо будет думать над инструментами, которые способны подвести к описанной ситуации в рамках российской действительности.
Еще раз: СПАСИБО!

Торговый представитель, Волгоград

Хорошо, что хоть где-то понимают, что отсидка рабочих часов не имеет никакого отношения к эффективности работы сотрудника. Правда, он должен быть достаточно сознательным.

Консультант, Москва

Интересен сам тренд – все больше востребованных профессионалов предпочитают искать отдельные проекты, но не идти к одному работодателю даже за очень неплохие деньги. Свобода соглашаться на проекты, которые вам нравятся, свобода планировать свое рабочее время так, как удобно – сейчас это то, чем живет Долина - пишет автор.

Так и собственный проект, можно завершить самостоятельно, опробовать его в действии и предложить любому владельцу бизнеса, и не одному - а всем, кому он будет интересен. Особенно если для этого есть команда, мыслящая в одном направлении.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Валерия, а зачем Вам таланты?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.