Сотрудники X, Y, Z – как руководителю найти подход к разным поколениям

Теория поколений – это важная система координат для любого маркетолога, эйчара и управленца, а также незаменимый инструмент для развития качественных и доверительных отношений в семье. «Разница поколений» – это не надуманная отговорка, когда сложно установить контакт с собеседником, а обусловленная социологическими выводами и эмпирическими наблюдениями теория. Впервые ее предложили ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. В России теорию поколений адаптировали и внедрили в тренинговые программы компания Sherpa S Pro и проект RuGenerations (Евгений Никонов и Евгения Шамис). Теперь она помогает тысячам управленцев в выборе правильных решений и грамотных коммуникаций с различными поколениями сотрудников, потребителей, клиентов.

Краткий экскурс в теорию поколений в тезисах

Еще до семьи, до школы и детского окружения на формирование нашей личности и системы взглядов влияет та система норм поведения, ценностей и установок, которые окружали нас на всех этапах формирования личности. Тот исторический, культурный и экономический фон, который сложился в пространстве на момент вашего рождения, и есть ваша первая и предельная система координат, не изменяемая в течение всей жизни.

Она определяет наши действия в ситуации кризиса и конфликта, понятие успеха и стратегию его достижения, сценарии действий в привычной среде и меняющейся среде, отношение к коммуникации и информации и еще кое-что. Смыслы. В чем смысл жизни данного конкретного поколения, тоже можно узнать из Теории.

«Чистым поколением» является основное возрастное ядро, которое пребывало в рамках исторического периода достаточно долго. Есть «пограничники» – люди, родившиеся между поколениями или в их начале / конце. Им сложнее всего, так как их система ценностей состоит фактически из двух систем, которые нередко друг другу противоречат. Это как переходный астрологический знак – имеются черты и того и другого.

Поколение бэби-бумеров (1944-1963)

Вспомните БАМ, первый человек в космосе, чешские люстры в «зале» и ковры на стенах. Ключевая потребность в признании авторитета и статуса, основная задача – повысить свой. Потому важны должности, кабинеты, большой письменный стол и также материал, из которого он сделан.

Первое поколение, которое вообще не признает понятие «пенсионер» и свой возраст. Вечно молодые, modern mature. Хотят путешествовать, заниматься спортом, передавать знания и ценности молодости другим. Тотальный «возраст счастья». Вот только счастье для них заключается исключительно в непробиваемой работе (от слова «раб») – тунеядцем быть позорно, поэтому пахать-пахать-пахать – только так можно заслужить доверие общества и право на жизнь. Всем остальным в жизни отказывается.

Практические советы для руководителя: подчеркивать статус сотрудника, при этом обращаясь с ним как с равным по «молодости», включать его в круг ежедневного общения, делиться с ним информацией, поощрять его трудовую дисциплину и самоотверженность на благо корпорации.

Поколение Х: 1963-1983 («чистое» 1966-1980 годы)

Олимпиада-80, кружки, пепси-кола и варенки. Ключевой индикатор: постоянное изменение, отсутствие стабильности. Выше всего ценят профессиональные достижения, интеллект, результаты самостоятельного труда и компетентность.

Индивидуалисты, самостоятельные, с высоким интересом к постижению нового и постоянному изменению привычной среды, обожают учиться и считают себя «недоучившимися» всю жизнь. Поколение с самым коротким форматом коммуникаций (коротко и по делу, без эмоций).

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» – их девиз. Сначала борются, потом защищают «свою поляну». Бесконечный поиск внешних врагов и высокое стремление к отсутствию любого рода ограничителей.

Практические советы для руководителя: общаться коротко, уважать их пространство – как личное, так и рабочее, подчеркивать значимость знаний и их профкомпетентность.

Поколение Миллениум, или «У» (1985-2000 годы)

Перестройка, свобода, много выбора. Первое поколение, которое столкнулось с социальным неравенством так явно. Мобильное и игровое поколение, а также «потерянное» (на перепутье эпох, стран, технологий). Хотят идентифицировать себя в этом мире, потому им важно выделиться. Поколение неисправимых оптимистов и ярых ЭМО (что «Х» воспринимает как тотальный инфантилизм). Очень контактные, высокая зависимость от «сообщества».

Непростые отношения со временем: от абсолютизма в отношении свободного графика и flexy hours до истерик по поводу «поехавшего расписания». Гипернацеленность на результат, что дает ощущение развития. Рассматривают любые возможности как векторы этого развития. Первое и единственное поколение, которое искренне хочет сделать мир и страну лучше.

Практические советы для руководителя: обсуждать с сотрудниками высокие цели и миссию общего дела, показывать его вклад и личные достижения, не ограничивать свободу и максимально адаптировать пространство / среду для его потребности быть независимым, выделять его из других, разделять эмоции и показывать его значимость для организации и вас лично.

Поколение «Z» (1995-2010 годы, нет однозначного мнения о границах поколения)

Поколение, родившееся в эпоху прогрессирующего дигитализма. Технологии и инновации – комфортная окружающая среда. Приучены к закону и порядку, интересуются наукой и искусством, впервые за тридцать лет снова хотят трудиться и работать, осваивают «ручные навыки». ЗОЖ становится естественным условием жизни, так же как и семья. Ориентация на вечные и понятные ценности. При этом родители оказывают меньшее влияние на воспитание ценностей, чем кажется (они будут не только такими, как хотят родители).

Поколение «Альфа» (родившиеся после 2010 года)

Первое поколение, для которого метафизическое развитие станет приоритетным. Более уравновешенное, позитивное поколение ярких, творческих, самодостаточных личностей, способных достигать высшей реализации в течение жизни. Для них важна будет не система, а поток, они будут примыкать не к сообществам или организациям, а к образу жизни и мышлению. Специалисты говорят о том, что это будет наиболее гармоничное поколение жителей ноосферного века.

Поколения цикличны: описанные поколения «ходят по кругу», то есть повторяются. Поэтому нынешние «зеты» так похожи на поколение наших бабушек – «молчаливых» (1930-1940-ые годы), а после них, скорее всего, опять придут новые «вечно молодые».

Краеугольный камень теории поколений: мы предлагаем другим то, что считаем хорошим для себя. Главный урок: если вы из разных поколений, предлагайте другим то, что хорошо, важно и значимо для них, а не для вас.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по закупкам, Германия

Забавная статья. Формулировки точные. Вот, спасибо, развлекли.

Наконец, дошли руки просветиться, кто такие ЭМО, а то слышишь, слышишь, видишь, как ходят вокруг грустные в черном, а что с ними делать, знать-не знала. ''Вы не любите кошек?''

Менеджер по персоналу, Москва

Статья соответствует уровню Сколково - д. лепет.

Профессор, Чебоксары

Здравствуйте, Екатерина! Предлагаю вместе поработать над созданием модели СППР (DSS) с помощью методов Data Science.

Генеральный директор, Чехия

Спасибо, Екатерина. Статья очень понравилась, считаю ее полезной.

Менеджер, Москва

Статья чистый пересказ тренинга Sherpa S Pro и проект RuGenerations (Евгений Никонов и Евгения Шамис) ''теория поколений: что мы теряем когда о них не знаем''. Советов автора здесь нет. :(

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.