Консалтинг вместо нефтгаза

Самые перспективные студенты России мечтают о карьере в международных консалтинговых фирмах, банках и инвестиционных компаниях, в то время как нефтегазовые гиганты теряют свою популярность среди молодежи. Будущие специалисты ставят во главу угла профессиональный рост и финансовую независимость, при этом самые высокие зарплатные ожидания демонстрируют студенты первого курса. Итогами своего масштабного исследования с участием более чем 2000 респондентов поделилось агентство Changellenge, развивающее бренд работодателя для крупных компаний среди молодых специалистов с высоким потенциалом.

Летом 2015 года агентство Changellenge провело исследование рынка труда, призванное выявить карьерные предпочтения молодых специалистов в условиях кризиса и экономической нестабильности. На вопросы ответили 2150 молодых людей в возрасте от 19 до 21 года из 85 вузов, в первую очередь МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Плеханова, ФУ при Правительстве РФ, МФТИ, СПбГУ и других престижных учебных заведений. Около 60 % опрошенных учатся в 20 лучших вузах страны и имеют средний балл не ниже 4,5. Кроме того, большинство опрошенных хорошо владеют английским языком и регулярно участвуют в кейс-чемпионатах.

Студентам было предложено указать, в какой отрасли они хотели бы начать карьеру, работа в каких компаниях интересует их больше всего, на какой размер заработной платы они рассчитывают. Также они могли указать компанию, которая, на их взгляд, внесла в 2014–2015 учебном году самый заметный вклад в развитие студенческого бизнес-образования, в частности в движение по решению бизнес-кейсов.

По итогам исследования пятерка самых привлекательных компаний выглядит следующим образом:

1. McKinsey & Company,
2. The Boston Consulting Group,
3. Google,
4. «Газпром»,
5. «Газпром нефть».

Как видно из результатов, студенты и выпускники с высоким потенциалом предпочитают работу в международных консалтинговых компаниях, уходя от традиционного стремления начать карьеру в отечественном нефтегазовом секторе. Значительный рост показали все консалтинговые компании «большой тройки». Особенно это касается компаний BCG (2 место) и Bain (9 место), после двухлетнего отсутствия вернувшихся в топ-10 (BCG поднялась на 8 позиций, Bain — на 9). Возглавила рейтинг самых привлекательных работодателей компания McKinsey. Компания «Газпром нефть», бессменный лидер предыдущих рейтингов, впервые за три года не попала даже в топ-3 (4 место), компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз» также опустилась на 2 позиции (6 место).

Из компаний сферы FMCG в топ-20 попали лишь три наиболее активно работающих с брендом работодателя среди молодых специалистов — это компании Mars (11 место), Procter & Gamble (13 место) и Unilever (14 место). Самые устойчивые позиции среди них занимает компания Mars. В целом отрасль теряет свою популярность. Заметнее всех, сразу на 8 позиций, в рейтинге упала компания Unilever — она вышла из топ-10, показав самые худшие результаты за всю историю своего участия в рейтинге.

Из отечественных банков в топ-20 наиболее привлекательных компаний для студентов с высоким потенциалом смог удержаться только «Альфа-Банк» (15 место), который последние три года показывает стабильный рост в рейтинге. «Сбербанк» (28 место) и ВТБ (22 место) по сравнению с прошлым годом опустились на 11 и 3 позиции соответственно.

В аудиторском секторе среди ведущих компаний в целом сохранился статус-кво. Наиболее популярными работодателями по-прежнему остаются PwC (7 место), EY (8 место) и KPMG (12 место), стабильно удерживающиеся в верхней десятке рейтинга. На их фоне менее популярной выглядит компания Deloitte (20 место), хотя в этом году она совершила рывок, поднявшись на пять позиций вверх и впервые заняв место в топ-20.

Среди гигантов IT-отрасли позиции лидера удалось сохранить только компании Google (3 место), которая постоянно в течение последних лет входит в тройку самых привлекательных работодателей. Заслуживает внимания резкое падение рейтинга компании Yandex (на 11 позиций вниз), которая впервые за последние три года покинула топ-10 и оказалась на 16 месте. Компания Microsoft выпала из топ-10 еще в прошлом году, в этом году она продолжила свое падение, опустившись еще на 14 позиций вниз — до 27 места.

В новом исследовании Changellenge дополнительно выделены две номинации: «Взлет года» и «Падение года», которые присуждаются компаниям, максимально усилившим или, напротив, потерявшим свои позиции. Впечатляющие результаты продемонстрировали компании BCG и Bain, совершив по-настоящему качественный рывок и заняв места в топ-3 и топ-10 соответственно (попав в эти категории впервые за последние два года). Компании SAP и Accenture расположились немного ниже в рейтинговой таблице, однако если им удастся и в дальнейшем сохранять такие же высокие темпы роста привлекательности (13 и 7 позиций вверх соответственно), то в следующем году их тоже можно будет увидеть в топ-20 лучших компаний. Завершает номинацию «Взлет года» компания Sanofi с ростом на 11 позиций вверх, что практически невероятно, поскольку фармацевтические компании традиционно не пользуются вниманием лучших студентов.

Без сомнения, находить свою компанию в списках «Падение года» не очень приятно, но это может стать стимулом к пересмотру политики работы с выпускниками и молодыми специалистами из ведущих вузов. Особенно это касается компаний, которые ранее заслуженно занимали места в верхней части рейтинга и были одними из самых популярных работодателей. В этом году компании Unilever и Yandex выпали из топ-10, показав падение на 8 и 11 позиций соответственно, а компания Microsoft продолжила терять позиции, не попав даже в топ-20 (падение на 14 позиций). Сразу за ними идут компании «Сбербанк России» и Coca-Cola Hellenic, не сумевшие закрепиться в топ-20 прошлого года и провалившиеся в рейтинге на 11 и 18 мест соответственно. Замыкают номинацию компании, впервые за три года попавшие во вторую половину рейтингового списка: Deutsche Bank (17 позиций вниз), PepsiCo (15 позиций вниз), Nestle (своеобразный антилидер, показавший наиболее значительное падение среди работодателей — сразу на 26 позиций вниз), Johnson & Johnson (13 позиций вниз) и РЖД (21 позиция вниз).

Интересно, что на желание работать в компании большее влияние оказывает бренд работодателя конкретной компании, чем общая привлекательность отрасли. Особенно показательна ситуация в FMCG-секторе и аудите: несмотря на относительно невысокую привлекательность этих отраслей в целом (их выбрали 20 и 14 % опрошенных соответственно), суммарный процент голосов, отданных за компании этих отраслей, в общем рейтинге лучших работодателей довольно высок (30–40 % от общего числа голосов). Такой высокий процент обеспечивается за счет популярности нескольких лидеров отрасли с хорошо развитым брендом работодателя. Обратная ситуация с финансовой сферой: инвестиции и банковская отрасль входят в топ-3 самых предпочитаемых отраслей, при этом конкретные компании в сумме набирают всего около 20 % голосов в общем рейтинге лучших работодателей.

Размер заработной платы по-прежнему остается самым важным фактором при выборе работы. По сравнению с 2014 годом приобрели еще больший вес интересная работа и возможность быстрого карьерного роста (рост на 5–7 %), менее важными факторами стали дополнительное обучение и возможность работать за рубежом (падение на 3–4 %).

Большинство участников голосования рассчитывают на вознаграждение в размере 32 тыс. рублей в период прохождения стажировки и 70 тыс. на постоянной работе. Эти цифры несколько выросли по сравнению с прошлым годом. Самые высокие зарплатные ожидания отличают студентов и выпускников МФТИ, МГИМО и НИУ ВШЭ. Кроме того, они зависят от возраста участников голосования. Самые нереалистичные зарплатные ожидания характерны для студентов 1-го курса (80 тыс. рублей), по мере продолжения учебы они корректируются до 60–65 тыс. рублей и начинают снова расти только у выпускников (75–93 тыс. рублей).

Карьера

Кликните на таблицу, чтобы увеличить

Усиливая свой бренд работодателя, многие компании проводят кейс-чемпионаты: предлагают студентам реальные бизнес-задачи, решение которых помогает развить ключевые бизнес-навыки, и тем самым повышают лояльность будущих соискателей к своему бренду. Наибольших успехов в этой области добился в 2015 году «Альфа-Банк». Компания регулярно занимает место в топ-3 компаний по вкладу в кейс-сообщество и на протяжении последних трех лет демонстрирует устойчивый поступательный рост в рейтинге лучших работодателей (что идет вразрез с общей тенденцией к снижению интереса к работе в отечественных банках). Другой пример корелляции результатов — компания Sanofi, которая в этом году поднялась на 35 позиций в рейтинге по вкладу в кейс-сообщество, и на 10 позиций — в рейтинге лучших работодателей. В верхнюю тройку по вкладу в кейс-сообщество вошли «Альфа-Банк» (36 % голосов), всего лишь на один голос опередивший ближайшего преследователя – компанию «Газпром нефть» (36 % голосов), и компания Mars (17 %).  

Источник изображения: freedigitalphotos.net

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.