Пять причин, почему IT-бизнесу необходимо сотрудничать с вузами

Все, кто работает в сфере IT: от HR-специалистов до технических и генеральных директоров — знают, как сложно найти хороших специалистов. Рынок труда в российской IT-сфере принадлежит, скорее, кандидатам, нежели работодателям. На поиск профессионалов уходят целые месяцы. В результате сдвигаются дедлайны проектов, HR-менеджеры вместо мотивационных программ и документооборота занимаются поисками работников, а CTO и CIO тратят время на безуспешные собеседования.

В 2014 году министр связи Николай Никифоров оценил нехватку IT-специалистов в 700 тысяч человек. И это неслучайно. С одной стороны, опытные професссиналы редко пребывают в активном поиске работы, и на job-сайтах их не найти. Компании вынуждены переманивать их друг у друга интересными проектами, более высокой зарплатой или более комфортными условиями работы. С другой стороны, выпускники технических вузов улучшают ситуацию на рынке труда лишь незначительно – бизнес оценивает их знания как явно недостаточные. Все это мешает развитию IT-отрасли, заставляя компании вместо производства тратить ресурсы на обучение и борьбу за работников.

28 мая 2015 года наша компания провела круглый стол на тему: «Образование для IT-сферы: взгляд с разных сторон», собравший на одной площадке представителей IT-компаний, вузов и HR. Все они согласились, что преодоление кадрового голода нужно начинать с диалога между бизнесом и образованием.

Давайте посмотрим, почему сотрудничество с вузами выгодно, в первую очередь, самому IT-бизнесу? Потому что компании смогут:

1. Получать специалистов, которые им нужны

Создавая курсы, лаборатории, инкубаторы, где студенты будут получать знания в необходимых областях и отрабатывать их на практике, бизнес обретет специалистов, которых сейчас ему приходится кропотливо искать.

По мнению Игоря Одинцова, менеджера по образовательным программам Intel в России, связь IT-бизнеса с IT-образованием не ограничивается поиском талантов и проведением лекций и тренингов. Крупнейшие IT-компании стартуют свои проекты, ведущие к реальному образовательному лидерству. Настало время, когда IT-бизнес формирует запрос на IT-образование и дает материал для исследований. Такой подход дает возможности взращивать именно тех IT-специалистов, которые нужны сегодня.

2. Создавать кадровый резерв

Найти квалифицированных IT-специалистов (не говоря о профессионалах с нестандартным набором навыков) тяжело, в первую очередь, потому, что в отрасли нет кадрового резерва. Описанная нехватка айтишников заставляет компании бороться за право трудоустроить профессионалов. Кроме того, ощутимо затрудняет поиск отсутствие общепринятых стандартов относительно квалификаций для конкретной должности. Скажем, рассматривая кандидатов на должность PHP-программиста, разные компании ждут от них разных умений.

Если бы в отрасли существовали кадровый резерв и общепринятые стандарты квалификаций, процесс поиска сотрудников стал бы значительно короче и проще. Специалисты чаще находились бы в активном поиске, а рынок труда, наконец, перешел в руки работодателей.

3. Не тратить время и ресурсы на переобучение

При подготовке к упомянутому круглому столу наша компания провела по своей базе IT-специалистов опрос, посвященный важности и качеству профильного IT-образования.

39,3% опрошенных отметили, что IT-образованию не хватает практики. В то же время 55,7% респондентов сошлись во мнении, что производственная практика, пройденная ими во время обучения в вузе, оказалась бесполезной. Недостаток практических занятий в учебных программах отражается не только на студентах, но и на работодателях. Трудоустраивая выпускников, компании должны тратить время и ресурсы на их обучение.

По словам Александра Последова, senior software engineer в Oracle: «Индустрия развивается гораздо быстрее образовательных программ, и в этой гонке на первом месте стоит опыт, мотивация и самообразование будущих сотрудников, а не их дипломы. Если не брать в расчет узкие специализации (военпром, связь), то большинство современных выпускников имеют лишь общие понятия о работе в сфере IT, в основном это теория и простые прикладные задачи. Студенты должны работать над актуальными проектами и задачами, чтобы почувствовать значимость своего вклада, азарт и ответственность».

Работа с вузами поможет бизнесу получать в лице выпускников профессионалов, готовых к решению практических задач и не нуждающихся в доучивании.

4. Стимулировать развитие отрасли

Айтишники, в большинстве своем, романтики, болеющие за судьбу технического прогресса. Каждый день мы приближаем будущее, описанное в фантастических романах. И настанет оно гораздо быстрее, если нас станет больше.

Нехватка IT-специалистов сдерживает технический прогресс, потому что:

  • На переманивание профессионала из другой компании требуется много ресурсов, которые можно было бы инвестировать в производство.
  • Компания, у которой переманили специалиста, вынуждена тратить ресурсы на обучение нового работника или переманивание его у кого-то еще – и так до бесконечности.
  • Более того, переманивание специалистов создает замкнутость на рынке кандидатов. Одни и те же навыки и технологии переходят из компании в компанию, нивелируя различия в ландшафте IT-отрасли. Развитие стимулируют именно новые молодые кадры, имеющие достаточный кругозор для решения задач и новый взгляд на технологии.
  • Нехватка кадров мешает расширять производство и создавать новые компании, потому что новые рабочие места некем заполнить.
  • Если новые рабочие места займут недостаточно квалифицированные люди, отрасль все равно не будет развиваться в том темпе, в каком могла бы.

Поддержка вузов со стороны бизнеса создаст необходимую образовательную базу для укрепления IT-сферы в России. Тем самым она обеспечит приток новых кадров, обязательный для качественного развития.

5. Укреплять свой HR-бренд

Забота об образовании – черта социально ориентированной компании. Совместные проекты с вузами сделают ваш бизнес известным среди выпускников и укрепят ее положительный имидж среди кандидатов.

Для IT-компаний HR-бренд особенно важен, поскольку рынок труда в этой сфере, как мы уже говорили, принадлежит кандидатам. Они охотнее рассматривают предложения от работодателей, имеющих и подтверждающих хорошую репутацию. На решение кандидата принять оффер влияет не только зарплата, проект и условия труда, но и имидж компании. Поэтому сотрудничество с вузами — инвестиция, которая окупится не только финансовым, но и человеческим капиталом.

Выводы

В статье мы говорим о сотрудничестве бизнеса и вузов исключительно в IT-сфере, не касаясь других отраслей экономики. В то же время, перечисленные причины развивать взаимодействие между вузами и IT-компаниями не являются исчерпывающими. Это лишь некий список, ставший очевидным в первом приближении проблемы.

От совместной работы с образованием IT-бизнес выигрывает многое, особенно в долгосрочной перспективе. Подобное взаимодействие носит стратегический характер, и с каждым годом будет приносить все больше плодов — как для отрасли вообще, так и для каждой конкретной компании в частности. Чтобы российская IT-сфера развивалась и была конкурентоспособна, нам нужна сильная школа. Эффективный способ создать такую школу – объединить усилия образования и производства, которое и формирует запрос.

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

То, что написано в статье - очевидно. Но это - только часть достаточно сложной картины. У нашей компании и у меня лично большой опыт в работе и обучении как с вузами, так и с профессионалами. Причем опыт разный и комплексный, поскольку я работаю по своей системе, а компания по своей, дополняя друг друга. При этом наша компания занимается не только обучением в сотрудничестве с несколькими профессиональными учебными заведениями (вузами и поствузовскими структурами, коммерческими и государственными) - в первую очередь она является ИТ - компанией, выполняющей различные виды работв области разработки, эксплуатации и управления ИТ. Есть у нас базовая кафедра, есть и патенты, в том числе один американский, а также нескольких центров компетенции. У нас работают наши студенты и выпускники. При этом компания небольшая, российская и имеет многолетний опыт работы на разных рынках. Другими словами, есть что сказать.
То, что я увидела в этой статье - показательно.
Крупные вендоры испокон веков являются кузницей кадров, поэтому они видят только часть того, что происходит в России, являясь, в основном, торгующими компаниями, изредка сервисными.
Своя точка зрения есть у обучающих организаций, что основано на специфике их деятельности.
Чего мне не хватило в статье, так это мнения представителей именно таких компаний, как наша: тех, кто видит ВСЮ картину с точки зрения российской специфики, не используя чисто западных методик управления. Хочу сказать следующее, сразу оговорясь, что это - моя точка зрения, основанная на десятилетиях работы практически во всех вышеперечисленных областях и спорить я об этом не буду:
- лично мне видна тенденция некоторой постепенной деградации управленческой составляющей вузов - отсюда и отставание от реальной жизни. Пытаясь что-то изменить, вузы (да и российские МВА) слишком увлеклись тиражированием зарубежного опыта, который не всегда нам подходит и, как мне кажется, не является самоцелью в образовании. Эсть ли достаточные знания и опыт у тех, кто это делает?
- при этом потенциал студентов, наоборот, возрастает: они тянутся к знаниям, особенно уникальным. Но в вузах эти знания давать некому: я иногда изумляюсь тому, что входит в программы, в той же области ИТ - вышедшие из эксплуатации продукты, узкие, нереальные или устаревшие управленческие знания (если их вообще дают). Согласна с автором статьи - ИТ - компании могут восполнить этот пробел. При этом я бы учла следующее - вендры, особенно зарубежные, очень быстро прививают не только знания в специфических областях, но и закладывают ''нероссийскую'' картину мира, от которой потом приходится отучать.
- нам реально не хватает управленческой образовательной (да и прочей) динамики, а также упорядоченной связи между профобластями и учебными заведениями всех типов. Поэтому пока все держится на энтузиастах. Делаем ''как можем'', а время уходит. И пока этот пробел не будет заполнен, много времени будет потрачено впустую, на латание конкретных дыр в конкретных условиях. Пора начинать что-то делать системно, не на бумаге меняя систему взаимодействия образования, науки и реального производства. Особенно это важно в сфере ИТ, которая уже во всем передовом мире стало драйвером экономики, а у нас, вместе с управлением, считается ''вспомогательным видом деятельности''. И здесь очень важно понять, кто, с какими знаниями и опытом, будет это делать...
Приведу один факт, который меня недавно порадовал: наконец-то в медицине появилось ''свое ИТ'', то есть был признан факт того, что нельзя общей меркой, включая стандарты, меряит ВСЕ сферы экономики.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Уважаемая Татьяна, спасибо за комментарий. Наша компания только начала прорабатывать эту тему, и мы согласны, что изложенное в этом тексте - еще даже не верхушка айсберга. Будем рады узнать об опыте сотрудничества вашей компании с вузами.

Профессор, Чебоксары
Татьяна Орлова пишет: Пора начинать что-то делать системно, не на бумаге меняя систему взаимодействия образования, науки и реального производства.
Предлагаю сделать систему поддержки принятия решений (DSS) на основе многофакторных моделей образовательного процесса в вузе, которые позволять определить сколько денег и какие иные ресурсы надо вложить в вуз, чтобы на выходе получить нужного специалиста. Это очень долгий путь и трудная дорога, но другой нет, если Вы хотите реально управлять (системно :-), а не брать то, что появляется на столе после развала образования. Вы специалист по ИТ, Вам и карты в руки для создания DSS. Я со своей стороны могу предложить использовать методы интеллектуального анализа данных и современные аналитические платформы.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.