Как «влюбить» в работу своих подчиненных

Сандрин Фремо, преподаватель и руководитель дисциплины «Право» в Audencia Nantes Ecole de Management

В мире, где время ценится на вес золота, вопрос о том, как совместить профессиональную деятельность с личной жизнью, становится все актуальнее. На это есть множество причин.

Несмотря на сокращение времени работы, определенные перемены на демографическом и социальном привели к тому, что сочетать профессиональную и личную жизнь стало сложнее. К таким радикальным изменениям относится массовый приток женщин на рынок труда, более широкое распространение пар, в которых оба супруга работают, а также рост числа разводов и неполных семей.

Появились новые методы управления в компаниях, ставящие под вопрос совместимость работы и личной жизни, а именно empowerment – метод, направленный на то, чтобы служащие имели больше полномочий на принятие решений, больше контроля и авторитета, и в то же время больше свободы в организации рабочего времени. Еmpowerment влечет за собой риск «добровольного подчинения», когда служащие, располагающие большей свободой в организации рабочего времени, считают, что они обязаны больше работать, и впадают в крайность, проявляя чрезмерное рвение на службе.

Движение «Социальная ответственность предприятий» (Le mouvement de la Responsabilite Sociale de l’Entreprise – RSE) также имеет значительное влияние. Следует опасаться того, что RSE присвоит себе проблематику сочетаемости профессиональной и личной жизни для того, чтобы соответствовать «новому духу капитализма» (термин Болтански и Чиапелло, 1999). Этот новый дух «состоит не в создании более справедливых порядков, а в преобразовании методов извлечения прибыли» и в усилении гегемонии капитализма. Поэтому необходимо убедиться в том, что меры, позволяющие лучше совместить работу и личную жизнь, как и прочие инициативы RSE, являются не искусственными методами маскировки недостатков, а подлинными шагами к новой ориентации менеджмента.

Программы, направленные на сочетаемость профессиональной и личной жизни, несут в себе риск: они могут оказаться пустыми иллюзиями и произвести действие, противоположное ожидаемому. В связи с этим в различных сферах права и менеджмента появились новые идеи.

В юридической области наблюдается ужесточение правовых мер, применяемых к работодателям, недостаточно серьезно относящимся к личным обязанностям служащих. Так, если у служащих имеются важные или насущные личные нужды, работодатель не всегда может потребовать от них выполнения условия договора о мобильности, изменить условия их работы или отказаться изменить условия труда по требованию служащего.

С точки зрения менеджмента, предприятия стоят перед выбором, отвечая на вопрос совместимости профессиональной и личной жизни. С одной стороны, предприятие может пойти по пути интеграции, следуя патерналистской модели управления, и предложить служащим различные услуги: создание или частичное финансирования яслей на предприятии, помощь в уходе за детьми, услуги по мытью машин, химчистке и глажке белья, консультации по юридическим и финансовым вопросам, доставку продуктов питания и т.д. С другой стороны, предприятие может с уважением относиться к личным обстоятельствам служащих и разрешать гибкий график или работу на дому.

Как показало одно из наших исследований, проведенных в коммерческом центре во Франции, путь интеграции не всегда прост. Мы изучили мнения служащих о проекте совместного финансирования яслей, организованных на общественных началах. Крайне критичное отношение служащих к этому проекту показало, что подобные инициативы воспринимаются положительно лишь в том случае, если он вписываются в контекст уважительного отношения. Иными словами, если в основе лежит принцип уважения к сотрудникам предприятия, то интеграционная модель имеет наибольшие шансы на успешное внедрение.

Однако эти элементы недостаточны. Проблемы совместимости профессиональной и личной жизни не могут рассматриваться без учета вопроса о «смысле работы». Если работа лишена смысла, если она служит только для экономической выгоды и поддержания имиджа предприятия, то совмещать работу с личной жизнью, возможно, станет сложнее, даже если на предприятии практикуется уважительное отношение к служащим. Сотрудники могут перестать видеть смысл в своей работе. Возможно, служащий не станет вкладывать достаточно сил, или наоборот, станет работать слишком много, стремясь найти смысл в своей деятельности благодаря дополнительным усилиям.

Чтобы избежать подобных ситуаций, руководство должно словом и делом доказать, что работа является творческой деятельностью и услугой, оказанной другим людям. Предприятия должны придавать большее значение компетенциям, а также вкладу каждого сотрудника в выполнение задач предприятия и в общественное благо. Таким образом, служащие, в свою очередь, будут считать свою работу полезной, верить в особое предназначение человека и смогут не только успешно сочетать профессиональную и личную жизнь, но и реализовать свою личность, как в профессиональной, так и в личной сфере.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Ирина Плечистова, Сухроб Хаитов, . .
Старший консультант, Омск

абсолютно пустая статья! Ни выводов, ни практических рекомендаций. Даже обзорность слабовата!

Адм. директор, Таджикистан

Персонал,подобен музыкальным струнам.Как настроишь,так и будут играть.Прижав струны в нужном ладу,вы получите гармоничную,слаженную и красивую игру мелодий. Звуки, срываясь из под ''струн'', сольются в единую ''музыку'' чёткой работы предприятия. Хорошая статья. А выводы,у каждого свои.Кто что увидел.

. . . . Директор по развитию, Москва

В идеале работа не должна иметь ничего общего с личной жизнью! Следствием этого правила неминуемо стало бы сокращение рабочего времени, эдак вдвое... При этом, (опять же говорю об идеальной ситуации) - сотрудники не должны будут контактировать очно, только дистанционно.
Что в итоге? В итоге - возвращение личной жизни, но не какого то эрзаца, типа ''служебный роман''. А настоящей бурной событиями и новыми открытиями личной жизни. Думаю за это любой бы согласился эффективно работать 4 часа в день.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.